ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Константин Юрьевич Душенов
главный редактор газеты «Русь Православная»

Как форма управления страной, референдум просто не имеет смысла. Так же, впрочем, как бессмысленна вся внешняя, декоративная часть «демократической системы» вообще.

Народ в принципе не может управлять страной. Во-первых, он не является источником власти. Источник власти – сила. Для верующего человека это сила высшая, разумная, Божия. Для атеиста – просто грубое насилие, так или иначе замаскированное демагогией – религиозной, коммунистической, фашистской или либерально-демократической, безразлично.

Во-вторых, подавляющее большинство людей не имеет для квалифицированного принятия управленческих решений необходимой профессиональной подготовки. И поэтому т.н. «общество» просто не способно принимать полноценное участие в управлении государством. Еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) удивлялся: «Вам ведь не придет в голову выбирать с помощью голосования хирурга, который станет делать вам операцию? Или пилота, который будет управлять вашим самолетом? Так неужели управление государством должно быть исключением? Оно что, требует меньших знаний и умений?»

На практике демократия есть форма власти той части элиты, которая наилучшим образом научилась обманывать народ (управлять им) с помощью т.н. «демократических механизмов». Одновременно демократия законодательно оформляет те правила игры, которые договорились соблюдать между собой на данном этапе элитные группировки, борющиеся за власть и собственность. Не более того.

«Свобода», которая, якобы, является целью и сущностью демократии, на деле есть свобода страстей и пороков, освобождение общества от общеобязательных нравственных императивов. Все остальное – следствие.

Вспомните Достоевского. В «Бесах» Петр Верховенский говорит Ставрогину: «Право на бесчестье – великая сила. Дайте людям право на бесчестье, и они все к нам прибегут, ни одного там не останется!». Вот демократия под маской «свободы» и дает человеку это самое право на бесчестье. В таком «политическом оправдании» человеческих пороков и состоит ее главный секрет и главная сила. Ведь все мы грешны…

Но именно поэтому религиозный человек, добровольно подчиняющийся целому ряду нравственно-религиозных правил и запретов, в принципе не может быть демократом. Демократия и религия несовместимы, как огонь и вода.

Когда это будет ей выгодно, власть допустит в России "прямую демократию". Что касается давления со стороны народа, – демонстраций, митингов и т.п. – то в России власть поддается такому давлению только в двух случаях: когда она сама этого хочет или когда она деморализована и безвольна.

Решить с помощью референдума вообще нельзя ни единой проблемы. А вот узнать, как реальные проблемы отражаются в народном сознании – можно. Весь вопрос в том, кто и каким образом этими знаниями затем воспользуется?

Несмотря на все, что сказано выше, референдум, в принципе, все же может сыграть конструктивную, созидательную (сказать бы – соборную) роль. Но лишь тогда, когда власть – положив в основу своей деятельности высшие нравственные ценности – сама искренне пожелает услышать мнение народа, чтобы так или иначе скорректировать свою политику. При нынешней же власти (шире – при демократической системе вообще) референдум является лишь мощным орудием политической борьбы различных кланов, партий, группировок, и сыграть положительную роль может лишь случайно, в силу стечения обстоятельств.

Таков фундаментальный политический парадокс: формы прямой демократии могут играть конструктивную, созидательную роль только в недемократическом обществе.

Власть не должна зависеть от народа. Но она должна действовать в его интересах и для этого ей необходимо знать народные чаяния и стремления, надежды и мечты, горести и трудности. В самодержавной России для выполнения этой функции существовали Земские и Поместные Соборы, пока они не были задушены бюрократией (что и привело, в конечном итоге, к крушению Российской Империи). В современных условиях это может быть и референдум.

Но в любом случае первоочередным условием этого должен быть демонтаж демократии в России.

16 июня 2003 г

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.