Константин Юрьевич Душенов
главный редактор газеты «Русь Православная»
Как форма управления страной, референдум
просто не имеет смысла. Так же, впрочем, как бессмысленна
вся внешняя, декоративная часть «демократической системы»
вообще.
Народ в принципе не может управлять страной. Во-первых,
он не является источником власти. Источник власти – сила.
Для верующего человека это сила высшая, разумная, Божия.
Для атеиста – просто грубое насилие, так или иначе замаскированное
демагогией – религиозной, коммунистической, фашистской
или либерально-демократической, безразлично.
Во-вторых, подавляющее большинство людей не имеет для
квалифицированного принятия управленческих решений необходимой
профессиональной подготовки. И поэтому т.н. «общество»
просто не способно принимать полноценное участие в управлении
государством. Еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев)
удивлялся: «Вам ведь не придет в голову выбирать с помощью
голосования хирурга, который станет делать вам операцию?
Или пилота, который будет управлять вашим самолетом? Так
неужели управление государством должно быть исключением?
Оно что, требует меньших знаний и умений?»
На практике демократия есть форма власти той части элиты,
которая наилучшим образом научилась обманывать народ (управлять
им) с помощью т.н. «демократических механизмов». Одновременно
демократия законодательно оформляет те правила игры, которые
договорились соблюдать между собой на данном этапе элитные
группировки, борющиеся за власть и собственность. Не более
того.
«Свобода», которая, якобы, является целью и сущностью
демократии, на деле есть свобода страстей и пороков, освобождение
общества от общеобязательных нравственных императивов.
Все остальное – следствие.
Вспомните Достоевского. В «Бесах» Петр Верховенский говорит
Ставрогину: «Право на бесчестье – великая сила. Дайте
людям право на бесчестье, и они все к нам прибегут, ни
одного там не останется!». Вот демократия под маской «свободы»
и дает человеку это самое право на бесчестье. В таком
«политическом оправдании» человеческих пороков и состоит
ее главный секрет и главная сила. Ведь все мы грешны…
Но именно поэтому религиозный человек, добровольно подчиняющийся
целому ряду нравственно-религиозных правил и запретов,
в принципе не может быть демократом. Демократия и религия
несовместимы, как огонь и вода.
Когда это будет ей выгодно, власть допустит в России "прямую
демократию". Что касается давления со стороны народа,
– демонстраций, митингов и т.п. – то в России власть поддается
такому давлению только в двух случаях: когда она сама
этого хочет или когда она деморализована и безвольна.
Решить с помощью референдума вообще нельзя ни единой проблемы.
А вот узнать, как реальные проблемы отражаются в народном
сознании – можно. Весь вопрос в том, кто и каким образом
этими знаниями затем воспользуется?
Несмотря на все, что сказано выше, референдум, в принципе,
все же может сыграть конструктивную, созидательную (сказать
бы – соборную) роль. Но лишь тогда, когда власть – положив
в основу своей деятельности высшие нравственные ценности
– сама искренне пожелает услышать мнение народа, чтобы
так или иначе скорректировать свою политику. При нынешней
же власти (шире – при демократической системе вообще)
референдум является лишь мощным орудием политической борьбы
различных кланов, партий, группировок, и сыграть положительную
роль может лишь случайно, в силу стечения обстоятельств.
Таков фундаментальный политический парадокс: формы прямой
демократии могут играть конструктивную, созидательную
роль только в недемократическом обществе.
Власть не должна зависеть от народа. Но она должна действовать
в его интересах и для этого ей необходимо знать народные
чаяния и стремления, надежды и мечты, горести и трудности.
В самодержавной России для выполнения этой функции существовали
Земские и Поместные Соборы, пока они не были задушены
бюрократией (что и привело, в конечном итоге, к крушению
Российской Империи). В современных условиях это может
быть и референдум.
Но в любом случае первоочередным условием этого должен
быть демонтаж демократии в России.
16 июня 2003 г