Емельянов
Юрий Васильевич,
кандидат исторических наук,
публицист, писатель, лауреат международной премии им.Шолохова
Исторический опыт
проведения общенациональных референдумов в нашей стране
недолог и ограничен периодом 1991-1993 годов. Эти референдумы,
во-первых, стали важными вехами на пути разрушения советского
строя, во-вторых, отличались противоречивостью в выборе
избирателей, в-третьих, игнорированием властями волеизъявления
электората.
С одной стороны, очевидно, что большинство избирателей
в ходе всех проведенных референдумов стремилось к сохранению
существующего порядка вещей. 17 марта 1991 года большинство
проголосовало за сохранение СССР. В апреле 1993 года большинство
из проголосовавших избирателей выразило желание, чтобы
Ельцин оставался у власти, одобрило проводимую им политику,
не пожелало досрочных выборов президента и досрочных выборов
Верховного Совета.
С другой стороны, большинство избирателей поддерживало
варианты, означавшие по сути вызов существовавшей политической
системе (голосование в РСФСР за введение поста президента
в 17 марта 1991 года; поддержка Ельцина и его политики,
направленной на демонтаж советской экономической и социальной
системы в апреле 1993 года, голосование за конституцию
РФ 1993 года.)
Двусмысленность голосований была истолкована властями
однозначно, а стремление населения к сохранению существовавших
порядков проигнорировано. Власти использовали лишь те
решения избирателей, которые работали на ликвидацию советского
устройства.
Вопиющее игнорирование властями результата референдума
1991 года в значительной степени подорвали веру многих
людей не только в основополагающие принципы общественного
мнения, но и в инструмент прямой демократии. Крушение
Союза сопровождалось ростом политической пассивности.
Если в референдуме 1991 года участвовало 80% избирателей,
то в апреле 1993 года таких было всего лишь 64,4%.
Также были проигнорированы и результаты апрельского референдума
1993 года. Избиратели высказались одновременно против
перевыборов президента и Верховного Совета. Разгон Ельциным
Верховного Совета 21 сентября 1993 года перечеркнул результаты
этого волеизъявления.
Растущая пассивность избирателей способствовала повышению
удельного веса тех, кто в ходе референдумов 1993 года,
фактически выступал за демонтаж устоев советской экономической,
социальной и политической системы (и надеясь при этом
обрести новую стабильность). 40 миллионов – из 107 миллионов
списочного состава избирателей, – выразивших в апреле
1993 года доверие Ельцину, составили среди активных избирателей
большинство. В декабре 1993 года в референдуме по конституции
приняло участие лишь 63% избирателей. В результате 33
миллиона россиян (из этих же 107 миллионов), одобривших
Конституцию РФ, стали большинством среди политически активных
граждан.
Не исключено, что и сейчас поведение избирателей и властей
может быть таким же, как и 10-12 лет назад. Избиратели
и сейчас могут повести себя противоречиво. Их стремление
изменить положение к лучшему способно вступить в противоречие
со страхом разрушить сложившийся ныне порядок вещей. Растущее
неверие избирателей в действенность выборов и референдумов
грозит снизить еще больше их активность. Не секрет, что
руководители страны стремятся превратить антиправительственную
оппозицию в пассивных избирателей. Для того, чтобы убедить
оппозицию в бессмысленности участия в выборах, в проправительственной
пропаганде часто звучит утверждение о том, что КПРФ однажды
уже не воспользовалась информацией о своей победе на президентских
выборах 1996 года. Наконец, как и 10-12 лет назад власти
могут проигнорировать итоги референдума, если они не будут
отвечать их целям.
И все же нынешние правители России не желают проведения
каких-либо референдумов, боятся их. В общественное сознание
постоянно внедряется представление о преодолении "ненормальных"
условий общественной организации после 1991-93 гг. и установлении
"нормального" "демократического" порядка.
(В ответ на замечание Алферова, сделанное им в ходе телевизионной
дискуссии о том, что Россия может стать великой страной,
Ястржембский заявил: "Великой, но и при этом нормальной").
Все политические мероприятия правительства, его заявления,
общественно-политические акции – например, юбилейные торжества–
направлены на то, чтобы подтвердить "нормальность"
нынешнего состояния страны или, по крайней мере, факт
движения к "нормальной демократии". Совершенно
очевидно, что референдум, на котором ставится под вопрос
социальная и экономическая политика правительства, разрушает
миф о "нормальности" существующего строя.
К тому же новое обращение к общенациональному референдуму
будет невольно вызывать ассоциации с периодом 1991-93
гг. В нем могут увидеть возможность осуществить столь
же радикальные перемены в нашей стране, как и те, что
произошли 10-12 лет назад. Вынос на референдум наиболее
насущных вопросов современной жизни заставит задуматься
даже тех, для кого пересмотр нынешних порядков представляется
немыслимым. Точно так же, как сама постановка вопроса
о сохранении СССР в марте 1991 года, дала импульс для
прежде немыслимых размышлений о возможности ликвидации
Союза.
Поэтому при выборе вопросов, выносимых на референдум,
необходимо ставить лишь те, которые затрагивают основы
нынешней политики страны и коренные интересы подавляющего
большинства российских граждан: национализация базовых
отраслей, природной ренты, отмена реформы ЖКХ, гарантия
прожиточного минимума, запрет на куплю-продажу сельхозугодий.
16 июня 2003