Экспертно-аналитический
проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
|
|
|
Текущая
дискуссия |
|
Нужна
ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны |
|
-
Полезен ли сегодня институт референдума?
-
До сих пор он страну скорее разрушал, а как будет впредь?
-
Более 80 процентов россиян, по данным социологов, готовы поддержать,
например, позицию КПРФ, на референдум по национализации базовых
отраслей, природной ренты, отмене нынешней реформы ЖКХ, гарантированию
прожиточного минимума, запрета купли-продажи сельхозугодий.
Но сохранят ли граждане эту свою позицию, если референдуму все
же дадут состояться?
-
Нужен ли, например, России вообще тот референдум, который предлагает
КПРФ, или же он вреден, а может быть и просто нереален?
-
Есть ли рациональные зерна в наборе вопросов, которые выносила
ЛДПР на референдум? Можно ли в сегодняшней России референдумом
решать вопросы государственно-территориального устройства (укрупнения
субъектов Федерации, введения губерний, присоединения бывших
союзных республик)?
-
Каковы последствия состоявшегося чеченского референдума для
будущего и территориальной целостности России?
-
Допустит ли власть в сегодняшней России «прямую демократию»
или для этого на нее, власть, требуется массированное общественное
давление: демонстрации, митинги, акции протеста?
-
Какие проблемы России следовало бы попытаться решить через посредство
референдума?
-
Если прямая демократия России нужна, то какой должна быть технология
ее введения, что необходимо делать?
[Подробнее]
|
Зюганов Геннадий
Андреевич, доктор
философских наук, лауреат международной премии им.М.Шолохова
Изменить ситуацию в обществе, добиться
смены осуществляемого властью курса гражданам можно двумя
способами. Во–первых, бюллетенем, проголосовав за партии
и лидеров, предлагающие альтернативные программы развития
страны. В–вторых, с помощью акций протеста, когда миллионы
граждан одновременного выходят на улицу и говорят глухой
к их нуждам и чаяниям власти: "уходите!" Политика
сегодня – это испытание воли, борьба характеров, столкновение
упорств. В обществе, где все превратилось в кашу проявление
волевого начала – дорогого стоит. И мы его проявили: знали
и что референдум сорвут, но все равно шли на него, не склоняясь
под ударами. Не только люди, но и власть должна знать, на
что мы способны, когда решим идти до конца.
[Подробнее] |
|
Васильцов
Сергей Иванович,
Доктор исторических наук, директор ЦИПКР
Референдум – это инструмент не решения
каких-либо ключевых общественных проблем, а средство легализации
уже принятых во властных «верхах» решений, отражение сложившейся
в обществе "геометрии сил". Прямая демократия,
особенно в кризисном обществе, в большинстве случаев невозможна
без прямого народного действия.
[Подробнее] |
|
Вячеслав
Константинович Коломиец
Кандидат исторических наук
Ученый секретарь Института Сравнительной политологии Российской
Академии Наук
Подмена демократии представительной «прямой
демократией» чревата негативными последствиями долговременного
характера: лишение народного представительства реального
смысла влечет за собой цепную реакцию, ставя под сомнение
функциональное назначение партии как института, элемента
гражданского общества, способа его самоорганизации. Немалые
сомнения вызывает и компетентность "прямого" волеизъявления
граждан, остающихся «один на один» с вопросами бюллетеня,
часто требующими хорошей осведомленности и глубокого понимания.
И в то же время речь идет об избирателях, страдающих, как
в России, так и на Западе, пороками телезависимости и телевнушаемости.
[Подробнее] |
|
Тетекин
Вячеслав Николаевич,
кандидат исторических наук,
член редколлегии газеты "Советская Россия"
При оценке возможности и значения референдума
в России сейчас нужно, прежде всего, исходить из факта полного
провала "демократического" проекта, который был
навязан России и другим республикам СССР в начале 90-х годов
и возникновения тоталитарной модели управления обществом,
особенностью которого является контроль за состоянием общества
через средства массовой информации. В России с привычкой
нынешней власти к грубым формам фальсификации общественного
мнения, ожидать сколько-нибудь справедливых результатов
референдума не приходится. Честный результат возможен только
в случае заблаговременного "выравнивания политического
игрового поля" - обеспечения равного доступа различных
участников к СМИ, контроля за честным и свободным характером
выборов со стороны массы иностранных наблюдателей, как это
случилось в ЮАР в апреле 1994 года, когда в результате всеобщих
выборов был ликвидирован апартеид.
[Подробнее] |
|
Душенов
Константин Юрьевич ,
главный редактор газеты «Русь Православная»
Как форма управления страной, референдум просто не имеет
смысла. Решить с помощью референдума вообще нельзя ни единой
проблемы. А вот узнать, как реальные проблемы отражаются
в народном сознании – можно.
[Подробнее] |
|
Хлебников
Георгий Владимирович,
Кандидат философских наук, доцент
Завоеватели не могут следовать воле побежденных, - это
был главный, неназываемый результат референдума о сохранении
Союза в 1991 году. После этого логично предположить, что
и последующие результаты каких бы то ни было волеизъявлений
нации, в том числе, на референдумах, когда они не соответствуют
ожиданиям организаторов, легко могут быть фальсифицированы
и затем использованы для псевдолегитимизации наиболее одиозных
решений режима.
[Подробнее] |
|
Кашин Василий Борисович,
cтарший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Референдум – это оружие последнего шанса, «политическая
атомная бомба», к которой действующая власть, либо крупная
группировка во власти может прибегнуть лишь в крайнем случае.
Равным образом власть не может допустить использования этого
оружия кем-либо другим. Например, очевидно, что референдум
с острыми вопросами о собственности и социальных гарантиях,
который пыталась организовать КПРФ, не мог состояться ни
при каких обстоятельствах.
[Подробнее] |
|
Емельянов
Юрий Васильевич,
кандидат исторических наук,
публицист, писатель, лауреат международной премии им.Шолохова
Вопиющее игнорирование властями результата
референдума 1991 года в значительной степени подорвали веру
многих людей не только в основополагающие принципы общественного
мнения, но и в инструмент прямой демократии. Не исключено,
что и сейчас поведение избирателей и властей может быть
таким же противоречивым, как и 10-12 лет назад. Избиратели
и сейчас могут повести себя противоречиво. Их стремление
изменить положение к лучшему способно вступить в противоречие
со страхом разрушить сложившийся ныне порядок вещей.
[Подробнее] |
|
Петраков
Юрий Алексеевич,
член Союза писателей России
Как это ни прискорбно, но реальность такова, что института
референдума, как такового, в России на сегодняшний день
нет. Жизнь со всей очевидностью доказывает - все, что касается
референдума, что в связи с этим заложено в Конституцию РФ,
и в соответствующее законодательство РФ – пустой звук.
[Подробнее] |
|
Александров Владимир
Алексеевич,
Доктор юридических наук
Недавнее решение Конституционного суда
по закону о запрете проведению референдумов в годы федеральных
кампаний предопределяет незавидное будущее института "прямой
демократии" в России.
[Подробнее] |
|
Комоцкий Борис Олегович
обозреватель еженедельника «Наш континент»
Референдум как способ действительного выяснения воли народа
– вещь редкая. В определяющей степени такая его роль связана
с традициями и политической культуры нации, характером политического
режима и даже (а может быть, в первую очередь) – с позицией
государственного лидера.
[Подробнее] |
|
Тарасов
Александр Николаевич
Зав. отделом ювенологии Центра новой социологии
и изучения практической политики «Феникс» (Москва)
Референдум не имеет
никакого отношения к прямой демократии: это инструмент представительной
демократии, когда «элита» обращается один раз к гражданам
– для того чтобы заручиться их формальной поддержкой при
осуществлении действий, выгодных «элите». Разница между
выборами и референдумом лишь в том, что в первом случае
гражданин якобы добровольно передает свое право на управление
неким «представителям народа», а во втором он передает тем
же «представителям народа» право решать конкретный вопрос.
[Подробнее] |
|
Обухов Сергей
Павлович,
кандидат экономических наук,
заместитель директора Центра исследований политической культуры
России
Сам по себе институт референдума – это
не самоцель, не способ выявления народной воли, а всего
лишь один из инструментов политической борьбы, схватки за
морально-политическое доминирование в обществе тех или иных
сил. К нему прибегали и будут прибегать в острокризисных
ситуациях. Но к однозначному выявлению воли народа институт
референдума, судя по практике последних десяти-двенадцати
лет, имеет довольно отдаленное отношение. Все опять решают
интерпретации и способность тех или иных сил навязать свое
прочтение итогов народного волеизъявления.
[Подробнее] |
|
Рашкин Валерий Федорович,
Депутат Государственной Думы Российской Федерации (г.Саратов)
Современной России еще далеко до такого состояния демократии,
когда с помощью прямого волеизъявления народа можно будет
решать острейшие вопросы государственной жизни. Между тем
в других странах институт референдума работает, и работает
очень эффективно.
[Подробнее] |
|