ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Кашин Василий Борисович,
cтарший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Референдум является наиболее сильным из законных средств разрешения политических противоречий. В зависимости от степени важности вынесенных на всенародное голосование, вопросов, успех на референдуме может предоставить в распоряжение победителя гигантские возможности по борьбе с оппонентами, вплоть до полного уничтожения противостоящей партии. С другой стороны, неудача практически всегда будет означать политическую катастрофу.

При президентских и парламентских выборах одним из основных, нередко – на деле единственным методом информационного воздействия на электорат является выброс негативной информации о недружественных кандидатах. Политик или политическая партия являются гораздо более уязвимыми объектами для информационных атак, чем предлагаемая ими программа. Личность дискредитировать всегда проще, чем идею. На референдуме население голосует не за кандидатов и не за партии, а за идеи, даже если эти идеи и ассоциируются с отдельными партиями или личностями. Следовательно, силам, контролирующим основные информационные ресурсы в стране, труднее повлиять на итоги референдума, чем на итоги выборов.

Таким образом, референдум – это оружие последнего шанса, «политическая атомная бомба», к которой действующая власть, либо крупная группировка во власти может прибегнуть лишь в крайнем случае. Равным образом власть не может допустить использования этого оружия кем-либо другим. Например, очевидно, что референдум с острыми вопросами о собственности и социальных гарантиях, который пыталась организовать КПРФ, не мог состояться ни при каких обстоятельствах.

Очевидно, что общенациональные референдумы в нынешних условиях будут допущены властями только в трех случаях:

- вопросы, вынесенные на референдум, не оказывают существенного влияния на экономику и расстановку сил во внутренней политике (например, касаются государственной символики, гуманитарных проблем и т.д.);

- верховная власть уверена, что ей удастся обеспечить приемлемый результат референдума;

- референдум становится последним аргументом в выяснении отношений между президентом и его оппонентами в среде крупного бизнеса и региональных элит. Этот вариант организации референдума приобретает особую актуальность в настоящее время, когда пользующийся популярностью президент сталкивается с растущим сопротивлением со стороны части олигархов и некоторых губернаторов, недовольных производимыми реформами. Весьма вероятным является применение референдумов для юридического оформления планируемых действующим президентом изменений в федеративном устройстве России.

Хотя институты прямой демократии являются необходимым атрибутом любого подлинно демократического общества, в условиях сегодняшней России они не могут получить полноценного развития. Референдумы пока что не могут стать для оппозиции эффективным средством борьбы за изменение курса развития страны. В то же время инициирование референдумов является достаточно действенным методом политической борьбы. Для срыва всенародного голосования властям приходится прибегать к поспешным, неуклюжим и уязвимым с юридической точки зрения мерам, что подрывает их авторитет и дает дополнительные очки оппозиции.


16 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.