ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Хлебников Георгий Владимирович,
Кандидат философских наук, доцент

Референдум – это один из инструментов политических технологий. Сам по себе он и не хороший, и не плохой. Все зависит от тех, кто его применяет. В руках национально-патриотических сил референдум может и должен стать эффективным инструментом восстановления исторической России.

Когда новые хозяева России, стоявшие за плечами марионеточных правителей, цинично проигнорировали результаты рамочного Референдума 1991 года в его наиболее важной и существенной части, касающейся сохранению СССР, они тем самым показали не только полное пренебрежение к волеизъявлению народа, но и наглядно продемонстрировали наличие внелегитимных инструментов власти, которые реально применяются под флером псевдодемократических институтов в захваченной стране.

Завоеватели не могут следовать воле побежденных, - это был главный, неназываемый результат Референдума. После этого логично предположить, что и последующие результаты каких бы то ни было волеизъявлений нации, в том числе, на референдумах, когда они не соответствуют ожиданиям организаторов, легко могут быть фальсифицированы и затем использованы для псевдолегитимизации наиболее одиозных решений режима.

Тем не менее, там, где возможен независимый мониторинг и контроль результатов проведения референдумов, они могут оказаться полезными как одно из средств дезавуирования политики геноцида, реально проводимой в России.

Волеизъявление граждан мотивируется реальными условиями их социально-экономического, духовного и культурного существования в государстве. Если эти условия, как в современной России, не соответствуют элементарным требованиям поддержания физической жизнедеятельности человеческих существ, то они имеют право и будут всеми средствами (в том числе, на референдумах), как отвергать орудия, которыми разрушается основа их жизни, так и требовать создания механизмов, обеспечивающих право человека на выживание. А это как раз те меры, которые суммированы в позиции КПРФ, предлагаемой на референдум.

Поэтому нет причин, которые бы изменили в этом вопросе настроения электората. Другое дело, насколько большие «искажения» могут возникнуть в результате «обработки» результатов этого и любого другого референдума в реальных условиях. Иллюзий в этом вопросе, наверное, ни у кого больше не осталось…

Референдум, предлагаемый КПРФ, нужен, реален и необходим, - при вышеуказанных условиях. То есть – тщательного контроля за его проведением при обеспечении параллельного мониторинга настроений электората. Осуществимо ли это? Увы, как показывает предшествующий опыт избирательных кампаний, – очень сомнительно. Но ничего не делать - еще хуже.

Что до инициатив ЛДПР, то России действительно нужно любыми легитимными средствами и как можно скорее уходить от национально-территориального деления Государства. Как показал исторический опыт, эта этническая бомба является прямым путем к его развалу и гибели. И, напротив, там, где вместо национальных образований существуют, например, кантоны, штаты, губернии и т.п., - национальные амбиции потенциальных и актуальных сепаратистов реализуются не в пример труднее.

О Чечне. Сложившийся там баланс сил референдум не изменил и не мог изменить. Страшная этническая зачистка 300 000 русских, проведенная в «свободной Ичкерии», в результате которой только по официальной статистике погибло свыше 25 000 человек, не осуждена. Ее виновники не названы и не наказаны. Механизмы компенсации пострадавшим до сих пор не указаны. Напротив, продолжается трусливая политика уступок, умиротворения, и амнистии бандитов.

Между тем, именно эта антирусская зачистка и стала реальной причиной начала войны. Каких-либо новых позитивных реалий, которые могли бы быть в Чечне, референдум не выявил, а только зафиксировал результаты и углубил процесс, инициированный сепаратистами. Таким образом, его последствия для территориальной целостности России негативны.
Нужно осознать, что требование «прямой демократии» - это козырная карта в политической игре против режима.

Конечно, национализация базовых отраслей экономики, особенно, высокорентабельных; закон о обязательности проведения референдумов по важнейшим вопросам жизни страны не реже, чем раз в 4 года; отмена проходящей реформы ЖКХ, сводящейся почти исключительно к повышению платы за жилье и коммунальные услуги; гарантирование постоянно индексируемого прожиточного минимума, например, в форме минимальных зарплат и пенсий, реально обеспечивающих прожиточный минимум; запрета купли-продажи сельхозугодий иностранным собственникам; национализация природной ренты – все это ключевые вопросы бытия современной России.

Но в целом же, в стране, где продолжается скрытый геноцид большей части населения и мародерство национальных ресурсов, никакая реальная «прямая демократия» невозможна. Режим будет всячески препятствовать ее введению, что и наблюдается. Для ее хотя бы частичной институализации нужна хорошо организованная, постоянная и чрезвычайно интенсивная кампания всей оппозиции.

В идеале стране необходим закон о регулярном референдуме, проводимом, например, раз в четыре года, по важнейшим параметрам жизни страны. Его результаты должны иметь прикладной характер и предусматривать немедленную реализацию в указанные сроки.


16 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.