ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Борис Олегович Комоцкий
обозреватель еженедельника «Наш континент»

Референдум – это одна из форм демократических процедур. Определяющим здесь является содержание, характер режима. Если режим реально построен на контроле над СМИ, на навязывании точки зрения власти, то он справляется с задачей навязать общественному мнению свою точку зрения, выхолащивая тем самым смысл референдума как момента принятия решения и превращая его в печать для фиксации того, что было определено заранее и вне консультации с гражданами.

Яркий пример – 1991 год, на протяжении которого, скажем, на Украине фактически по одному и тому же вопросу были получены противоположные ответы: в марте на Всесоюзном референдуме абсолютное большинство проголосовало за то, чтобы жить в Союзе, а в декабре на республиканском референдуме таким же абсолютным большинством был одобрен выход из Союза, то есть его ликвидация.

Конечно, можно говорить о том, что вопрос на декабрьском референдуме был поставлен лукаво, но сути дела это не меняет.

Референдум как способ действительного выяснения воли народа – вещь редкая. В определяющей степени такая его роль связана с традициями и политической культуры нации, характером политического режима и даже (а может быть, в первую очередь) – с позицией государственного лидера.

Показателен в этом плане пример де Голля, который провел свои реформы, основываясь на народном одобрении, но как только не получил поддержки на очередном референдуме (причем, заметим, по весьма второстепенному вопросу), ушел в отставку и тем самым из политики вообще.

Но здесь сыграли свою роль и французские традиции, особенности старой демократии, и личные достоинства де Голля, которому принципиально важно было поступать честно, не навязывая нации свою волю. Хотя этот человек вовсе не был мягкотелым: во время студенческих волнений мая 1968 года он отдал приказ на выдвижение в Париж французских танковых частей, дислоцированных в Германии. И если бы события переросли в серьезные и массовые столкновения, то армия была бы пущена в ход. Но одно дело – незаконные действия буйного меньшинства, а совсем другое – выраженная большинством нации легитимным порядком однозначная позиция.

Подобное же уважение продемонстрировала недавно и элита Норвегии, включая короля, когда народ на референдуме проголосовал не так, как хотелось его правителям, по поводу вступления страны в Европейский союз.

Но такие случаи – скорее исключение, чем правило, и присущи старым демократиям, где элиты не рискуют навязывать свою волю остальным гражданам слишком откровенно и открыто. И огромное значение здесь имеют реальный статус и практика оппозиционной деятельности, включая ее равное или почти равное присутствие в национальном информационном пространстве. Только в этих условиях референдум может быть способом действительного волеизъявления, выяснения мнения большинства нации.

В российской действительности мы наблюдаем совсем другую картину. Наша властвующая группировка не допускает самой мысли о том, что власть может перейти к оппозиции. Практикуются самые неприличные методы навязывания общественному мнению тех или иных тезисов через прямо или косвенно контролируемые СМИ, в первую очередь электронные. Дело подчас доходит до прямого манипулирования.

Поэтому в отечественных условиях референдум не может формулировать волю большинства, быть способом выработки государственных решений, коррекции проводимого политического курса. В любом случае он обречен на то, чтобы выродиться в имитацию общественной дискуссии с заранее известным результатом. Для того, чтобы придать ему другой смысл, необходимо предварительно изменить политическую систему.

И в этом плане инициатива КПРФ с самого начала не имела шансов на успех, если понимать под ним веру в то, что оппозиции действительно удастся устроить всенародное голосование и получение нужного оппозиции результата. Вряд ли у руководства партии были иллюзии по этому поводу. Здесь, скорее всего, ставилась другая задача: заставить власть активно противодействовать самой этой инициативе и тем самым вынудить публично подтвердить свой страх перед голосованием по поставленным вопросам. Вот это, в свою очередь, уже трудно квалифицировать иначе, как факт четкого осознания правящей группировкой подлинного мнения большинства нации. Причем мнения настолько доминирующего, что в данном случае невозможно было бы пытаться переломить его, - в ходе проведения референдума - даже запуская на всю мощь агитационно-пропагандистскую машину власти.

Если же говорить о референдуме, который был инициирован Кремлем в Чечне, то здесь опять наблюдается та же закономерность: в данном политическом контексте этот акт сам по себе, независимо от других обстоятельств и условий, не способен играть роль фактора, то есть оказывать значимое воздействие на развитие политической ситуации.

Что изменилось после формально столь успешного для Кремля голосования? Ничего. Все дело в том, что чеченская проблем давно перестала быть политической (если вообще когда-либо была таковой), а превратилась в военно-техническую. Ее решение – в эффективных спецоперациях по физическому уничтожению главарей мятежа, их ближайшего окружения, баз и лагерей. Пока этого не произойдет, всякая политико-пропагандистская возня останется только возней.

Что же касается истории с запретом проведения референдумов в год проведения выборов, то она показала, до какой степени сегодня власть консолидирована в России, включая и власть судебную. Конституционный суд вынес решение, мягко говоря, не слишком убедительное, но однозначно прогнозировавшееся заранее.

А последнее событие в области СМИ – закрытие канала ТВС – лишний раз показало, что и в информационном плане закрываются последние лазейки для высказывания иных мнений, кроме тех, что формулируются в Кремле.

27 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.