ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Обухов Сергей Павлович,
кандидат экономических наук,
заместитель директора Центра исследований политической культуры России

В современной российской истории институт прямого народного представительства играл роль своеобразного «жучка» на перегоревшей от чрезмерного социального напряжения «пробке» - политической системе. Причем мало кто обращает внимание, что к «услугам» референдумной легитимации своих действий, решений политические силы прибегали в условиях, когда не срабатывал механизм представительной демократии, парламентаризма.

Возьмем часто вспоминаемый референдум 1991 года о судьбе Союза СССР и подзабытый референдум РСФСР об учреждении параллельного президентского поста в Российской Федерации. Идея союзного референдума воплотилась в жизнь, когда только что созданная на уровне Союза ССР новая система народного представительства оказалась во многом дискредитированной, как не выполнившая завышенные социальные ожидания.

Исследования того времени свидетельствовали о формировании огромных позитивных ожиданий у населения в отношении представительных органов власти. Так, в 1989 году почти половина опрошенных граждан была уверена в том, что для России лучше всего подходит форма государственности, где ведущую роль играет народное представительство. Причем это либо обновленная система Советов (16,9 процента мнений), либо собственно парламентская республика (33,1 процента мнений). В то время как за президентскую республику стояло 36,6 процентов наших сограждан. Однако уже по завершении самого съезда народных депутатов СССР в общественном мнении наметился определенный диссонанс. Так, полностью удовлетворенными ходом и итогами первого съезда считало себя только 4,2 процента опрошенных избирателей. Частично удовлетворенными - треть. В тоже время почти половина выказывала частичное и полное неудовлетворение. Причем каждый четвертый опрошенный заявлял, что чувствует себя обманутым в своих надеждах и ожидания после завершения работы Съезда.

В итоге, уже к концу 1989 года в общественном мнении, пока ему не был предложен в качестве модели лучшего защитника интересов российский парламент во главе с Б.Ельциным, большие надежды на лучшее воплощались в институте референдума. Именно референдум в народном восприятии должен был играть, по мнению 47,9 процентов граждан, в нашем обществе «главную руководящую роль». Это почти в полтора раза по престижу выше, чем тогда оценивался институт Съезда народных депутатов СССР.

С формально-правовой точки зрения референдум о сохранении Союза не был нужен, так как Верховный Совет СССР принимал необходимые законодательные акты по этой проблеме. Но к началу 1991 года в союзных республиках были избраны новые, зачастую по политическому составу оппозиционные к КПСС, представительные органы власти. Их легитимность оказалась в глазах населения выше, чем у союзного Верховного Совета. Поэтому и союзная власть решила подкрепиться волей народа через референдум, который в ряде республик был просто запрещен и бойкотирован. Но, как показало развитие событий, даже столь однозначно выраженная за Союз воля народа была проигнорирована. Ведь в пику союзному были проведены всевозможные республиканские референдумы.

В РСФСР новое «реформаторское» и «демократическое» руководство во главе с Б.Ельциным и Р.Хасбулатовым, дабы преодолеть сопротивление коммунистической оппозиции среди депутатов российского съезда народных депутатов, организовало параллельный референдум о президентстве в РСФСР, который был интерпретирован как одобрение народом политики Б.Ельцина. И уже опираясь на референдумную легитимность, президент Ельцин смело таранил Союз, союзное руководство, союзный парламент.

В этом же ряду и всевозможные референдумы о суверенитете в различных республиках – от прибалтийских до Украины, где итоги голосования интерпретировались как согласие народа на выход из состава Союза ССР. Заметим, нигде – ни на Украине, ни в Грузии, Армении, Латвии, Эстонии, Литве – не было прямой постановки вопроса о выходе из состава Союза. Но в борьбе за интерпретацию итогов народного волеизъявления по некоему «суверенитету» побеждали деструктивные силы, получившие к тому времени полный контроль над средствами производства информации. В итоге с помощью понятийных манипуляций (типа «суверенитет», «независимость») на республиканских рефрендумах гасилась и нивелировалась ясно выраженная воля народа на сохранение Союза.

Особенно это наглядно проявилось на Украине, когда в течение полугода на референдумах народ проголосовал за Союз, а чуть позднее – за некий суверенитет, который был истолкован как основание для выхода из состава Союза ССР.

Как известно, понятия, описывающие институт прямого народного волеизъявления – плебисцит и референдум – исходят из латинских определений. Плебисцит – от plebs -«простой народ» и scitum – «решение», «постановление». А референдум - от referendum – «то, что должно быть сообщено». Как показал опыт первых лет постсоветской истории, «то, что должно быть сообщено», «решение» или «постановление» «простого народа» изначально были расплывчаты, аморфны, многозначны. И их истолковали в свою пользу те силы, которые обладали в тот момент политическим доминированием, завоевали морально-политическую гегемонию.

Кстати, также было и во время апрельского референдума 1993 года, когда на пресловутые вопросы об одобрении досрочного прекращения полномочий депутатов и президента, были получены взаимоисключающие ответы: народ одобрил шокотерапию Гайдара, но отказался досрочно распускать депутатов, воспротивившихся этому курсу. Однако в борьбе интерпретаций опять победил Б.Ельцин, что и послужило прологом к октябрю 1993 года.

Поэтому можно утверждать, что сам по себе институт референдума – это не самоцель, не способ выявления народной воли, а всего лишь один из инструментов политической борьбы, схватки за морально-политическое доминирование в обществе тех или иных сил. К нему прибегали и будут прибегать в острокризисных ситуациях. Но к однозначному выявлению воли народа институт референдума, судя по практике последних десяти-двенадцати лет, имеет довольно отдаленное отношение. Все опять решают интерпретации и способность тех или иных сил навязать свое прочтение итогов народного волеизъявления.

В этом и причина поражения КПРФ в ее кампании за референдум по четырем ключевым вопросам развития страны, – за смену социально-экономического курса. КПРФ, судя по всему, подошла к организации референдума как к чисто технической акции, не оперевшись на массовое прямое действие снизу. В итоге коммунисты оказались по этому вопросу переиграны властью чисто техническим, аппаратным способом.

Вместе с тем, победа власти над КПРФ в вопросе о референдуме – это пиррова победа. Никто и юридически ничто не мешает провести этот референдум после федеральных кампаний 2003-2004 годов. И тогда вне зависимости исхода выборов однозначно позитивно прогнозируемые итоги голосования могут стать новым подтверждением морально-политического доминирования идей нового социально-экономического курса, декларируемого КПРФ. Они могут послужить основанием для решительных действий против олигархов, к скорейшему разрешению острейших социальных проблем. Но опять же все упрется в проблему интерпретации итогов волеизъявления, способность компартии опереться на массовые действия снизу.

В общем, как и любой «жучок», институт референдума может привести либо к восстановлению нормального функционирования «перегоревшей» политсистемы, либо к возгоранию, взрыву, пожару во всем доме – стране.

27 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.