ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Тарасов Александр Николаевич
Зав. отделом ювенологии Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» (Москва)


Референдум не имеет никакого отношения к прямой демократии: это инструмент представительной демократии, когда «элита» обращается один раз к гражданам – для того чтобы заручиться их формальной поддержкой при осуществлении действий, выгодных «элите». Разница между выборами и референдумом лишь в том, что в первом случае гражданин якобы добровольно передает свое право на управление неким «представителям народа», а во втором он передает тем же «представителям народа» право решать конкретный вопрос.

Во-первых, я должен самым решительным образом возразить против приравнивания референдума к прямой демократии.

Прямая демократия (демократия участия) – это такая форма правления, когда власть осуществляют все. То есть все – в той степени, в какой это затрагивает их интересы – совместно участвуют в выработке решений, в воплощении этих решений в жизнь, в контроле и над процессом, и над результатами воплощения в жизнь своих решений. Это предполагает отсутствие особого института управленцев, «представителей народа» (неважно, выбранных или назначенных). Прямая демократия – это единственная подлинная демократия, то есть народовластие.

Прямая демократия, однако, невозможна при капитализме. Прямая демократия требует уничтожения классового и имущественного неравенства, а также продуцирующих неравенство способов производства, а также государства как социального института – говоря иначе, нужен коммунизм. Более того, прямая демократия – это не право и не свобода (в современном – буржуазном – понимании), поскольку в случае прямой демократии снимаются дихотомии «право – обязанность», «свобода – необходимость». Там, где решают все, управляют все – во всех тех случаях, когда затрагиваются их интересы, – там все вынужденно должны быть компетентны, то есть быть специалистами в тех вопросах, которые они вынуждены будут решать, – и решать их придется в первую очередь исходя из общественных интересов и методом консенсуса.

А это предполагает достаточную унификацию базовых интересов, предварительное согласие о ценностях и радикальное изменение психологии людей – такое, при котором каждый индивидуум, не переставая быть личностью, в первую очередь будет действовать как часть тотальности – человечества. Вот это и будет тоталитаризм. Не такой «тоталитаризм», которым нас запугивают, как жупелом, либералы, а подлинный; и этот, подлинный, тоталитаризм предполагает всеобщую вовлеченность и тотальную взаимозависимость, власть всех над всеми; это – огромная ответственность и предельная (предельно возможная) свобода одновременно; это и есть – общество, основанное на Разуме, общество, в котором преодолено отчуждение; «царство свободы» в единственно возможной форме – в форме «царства позитивной свободы», где свобода и необходимость слиты воедино.

Буржуазия настойчиво пытается навязать всем представление, что именно система представительной демократии и есть подлинная демократия. Но демократия, как известно, переводится как народовластие. В системе же представительной демократии власть оказывается в руках не народа, а неких выборных лиц, представителей, депутатов.

Народ, таким образом, передает (то есть отдает) им свое право на власть. Но если что-то одним субъектом отдано, передано другому – то первый субъект этого лишается. Исключением из этого общего правила является только знание. Политическая власть – это не знание.

Представительная демократия основана на ложной посылке: посылке презумпции компетентности избирателя, то есть на предположении, что всякий рядовой избиратель – это специалист в вопросах экономики и политики и потому он способен компетентно передавать свое право на власть (свой голос) представителю (депутату). Это ерунда. Рядовой избиратель – это слесарь, токарь, пекарь, врач, учитель, клерк, солдат, сантехник, зоотехник, инженер, стюардесса, секретарь-машинистка… взломщик сейфов, наконец. То есть он специалист совсем в другой области человеческой деятельности. Он не компетентен в политике. Его легко обмануть, дезинформировать, запутать, то есть его голосом легко манипулировать.

Вся предвыборная (предреферендумная) борьба в представительных демократиях как раз имеет целью обман рядового избирателя – с тем, чтобы заставить его отдать свой голос за нужного кандидата, (нужного той или иной группе правящего класса. Поскольку только правящие классы обладают финансовыми возможностями для массового манипулирования сознанием избирателей и для внушения (то есть навязывания) избирателям необходимых образов и идей. Никакого отношения к установлению истины эта деятельность не имеет. Побеждает тот, у кого больше денег и кто более умело использует достижения специальных разделов психологии для обмана избирателей. Избирателю же (участнику референдума, в нашем случае) – в силу его некомпетентности – можно внушить что угодно.

К настоящему времени методики внушения отработаны так хорошо, что успех гарантирован заранее. Профессионалы этого, собственно, и не скрывают. Возьмите любой учебник по PR – и найдете там целые главы, прямо и откровенно инструктирующие, как именно нужно успешно обманывать и дурачить избирателя, рядового гражданина.

Буржуазная представительная демократия (как наиболее совершенный сегодня вариант представительной демократии – известны ведь и иные варианты представительной демократии, например, сословная) сама по себе есть лишь вариант классовой диктатуры (поскольку в любом классовом обществе и пока существует государство, всякая власть неизбежно есть диктатура, пусть даже и замаскированная). Просто современная буржуазная представительная демократия довольно успешно скрывает свой характер классовой диктатуры – во-первых, через механизм всеобщих выборов (то есть апеллируя к юридическому – но не фактическому! не имущественному! – равенству), во-вторых, через институты «гражданского общества» (СМИ, церковь, систему образования), которые находятся в руках правящих классов и с помощью которых правящие классы навязывают всему обществу свою систему взглядов, выгодные для себя представления об окружающей действительности и выгодные для себя представления о демократии.

Все это очень хорошо понимал привычно ругаемый либералами Ленин, который, как известно, определял буржуазную представительную демократию как «право» угнетенного выбирать себе угнетателя из нескольких предложенных.

Сила буржуазной представительной демократии – в создании иллюзии соучастия, когда ответственность за действия власти перекладывается на все общество, на всех избирателей («но вы же сами избрали такую власть!»), – что, в свою очередь, создает видимость легитимизации власти.

В специфических условиях нашей страны, где есть опыт проведения референдума по вопросу о сохранении СССР и игнорирования результатов этого референдума правящей «элитой», игра в референдум и вовсе является бессмысленной. Власть может не только дезинформировать население и манипулировать его сознанием и голосами, не только фальсифицировать результаты референдума (и выборов), но и просто игнорировать невыгодные для себя результаты референдума.

В референдум имело бы смысл играть только в том случае, если бы в стране была политическая сила, способная – при игнорировании властью невыгодных для себя результатов референдума – принудить власть считаться с результатами референдума. Но такой политической силы в России нет.

30 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.