ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Васильцов Сергей Иванович,
Доктор исторических наук, директор ЦИПКР

И мировой, и современный российский опыт, взятые в целом, говорят по большей части за то, что судьба референдумов целиком зависит от тех, у кого в руках реальная власть. И не столь важно при том, формализовано это властное качество или нет. Хрестоматиен все тот же референдум о судьбах Союза ССР: вроде бы абсолютное большинство советских граждан сказало ему «Да!», однако те, кто уже на деле определял будущее страны, твердо решили –«Нет!». И страны, невзирая на всю четкость народного волеизъявления, не стало.

И получается, что референдум – это инструмент не решения каких-либо ключевых общественных проблем, а средство легализации уже принятых во властных «верхах» решений, отражение сложившейся в обществе "геометрии сил". Технология здесь такова. Не «сначала референдум, а потом – решение», а наоборот, – сначала обретение того, что А.Грамши называл общественной гегемонией, т.е. реального первенства, преобладания в политических делах – а уже затем и на ее основе юридическое закрепление желаемого решения путем всенародного голосования.

Хотя, конечно, зарекаться тут не стоит. Вполне можно представить ситуацию, когда сила, не добивающаяся полноты этой самой гегемонии, но имеющая перед собой – в качестве противостоящей стороны – все более бессильную власть, все-таки может успешно употребить для ее свержения инструмент прямой демократии.

Причем, тут мы сталкиваемся с более общей, нежели функционирование института референдума, проблемой.

Так, в наших российских условиях речь идет о том вопросе, который нередко формулируется так: «Как все-таки КПРФ и оппозиция могут взять власть?» Хочу уточнить, что речь ведется ведется именно о взятии власти, а не о победе, скажем, на думских и даже президентских выборах. Проблема здесь сводится не только и не столько к тому, чтобы занять соответствующие руководящие посты. Речь о возможности для той же КПРФ реально воплотить в жизнь свою программу общественного устройства и переустройства. Вопрос стоит о полноте власти.

Референдум здесь все–таки можно рассматривать как некую модель решения этой очень сложной (даже болезненной для сегодняшней ситуации) проблемы.

Да анализ мирового и российского опыта говорит: сам по себе референдум и даже победа на нем мало что оппозиции на практике дают. Чтобы придать им эффективность требуется плотное давление со стороны – извне процедуры самого референдума. Прежде всего речь идет об организации широчайшей массовой поддержки идей, выносимых на референдум (а коли брать шире, и говорить о думских или президентских выборах в России, – то о поддержке программных положений той же Компартии). Поддержки, включающей в себя обширный спектр акций прямого политического действия, PR-акций, технологий массового политико-психологического воздействия.

Прямая демократия, особенно в кризисном обществе, в большинстве случаев невозможна без прямого народного действия.

Референдум, как и все прочие выборные процедуры, может реально изменить жизнь страны, только если он станет одним из элементов широкого и многоуровнего социально-политического действия. Если попытаться выстроить здесь некий образный ряд, то их можно уподобить лодке в могучем потоке, каковыми являются разнообразные народные выступления. Как «стерильная» политико-юридическая акция референдум у нас бесплоден; как лозунг и острие народного выступления – может оказаться очень эффективным.

Здесь кроется и ответ на тот самый сакраментальный вопрос –«сможет ли КПРФ даже в случае победы на выборах взять власть? Или ей эту власть все равно не отдадут?». Можно ответить: сможет, если вне электорального процесса сумеет опереться на широчайшую массовую поддержку.

Касательно нереализованной референдумной инициативе КПРФ. У партии есть возможность пока что частичного, но использования инструмента прямого народного волеизъявления в конкретных сегодняшних российских условиях. А именно: превратить положения, выносимые на референдум, в свою краткую избирательную программу. Мало того, коммунисты могут провозгласить избирательную кампанию 2003-2004 г. ни чем иным, как референдумом по выдвинутым проблемам. И соответственно, строить всю свою кампанию как призыв к своим сторонникам, как обращение ко всей нации, выступая в роли кристаллизатора всенародной воли, консенсуса. Редкий в политике и выигрышный шанс.

20 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.