ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

10 июля 2003 - 17 августа 2003

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Выборы: инструмент государственного управления или великая иллюзия?

Хлебников Георгий Владимирович,
Кандидат философских наук, доцент

В сегодняшней России многопартийность и политический плюрализм существуют разве что в виртуальном виде. Большинство партий в правой части политического спектра по существу представляет собой корпус «партии власти», различаются только названиями, но, например, не итогами голосования в парламенте – лакмусовой бумажкой для партийных дел в современной России.

Ни в коем случае нельзя называть выборами – в традиционном европейском, скажем, смысле, то электоральное действо, что раз в 4 года происходит в России и, в частности, снова состоится 7 декабря 2003 года.

Это просто спуск пара в перегретом котле. Ничего непредвиденно-неприятного для правящих сил, захвативших власть в стране, в принципе допущено быть не может. Итог выборов «управляем» и полностью «предсказуем».

Советская выборная практика и современная российская избирательная система: такое впечатление, что «обе хуже», обе страдают фатальными пороками. Однако, по меньшей мере, первая располагала тщательно продуманной и эшелонированной системой профессионального отбора кадров, хотя и в ней, как мы видели, оказались возможными такие чудовищные провалы, как, Горбачев, тогда как вторая… Просто муляж.

На вопрос, могут ли в сегодняшней России быть честные, т.е. отражающие действительные политические ориентации граждан, выборы, ответ категорически отрицательный: чтобы этого не допустить, применяются эффективные избирательные, а, точнее, антиизбирательные технологии («черный пиар» в них – только видимая часть этого зловещего айсберга), гарантирующие нужный результат.

Можно сказать, что избирательная борьба – это только подготовка к голосованию, если под последней понимать выявление актуально опасных для режима личностей и политических сил.

Социальное действие в электоральном процессе в нынешней России: эффективный политический инструмент, всегда занимающий важное место в избирательной борьбе. Поэтому его роль все еще существенна как для тактического маневрирования власти, так и для возможных демаршей оппозиции. Необходим только «пустяк»: тщательный анализ масштаба его действия и точное предвидение возможных последствий (чтобы избежать обратного результата).

Может ли оппозиция победить? Думаю, не ошибусь, если скажу, что шансы на победу будут прямо пропорционально возрастать в зависимости от консолидации и объединения ее сил в единый избирательный блок. Но даже в этом случае эвентуальная победа оппозиции едва ли сможет сломить ресурсы контроля над избирательным процессом победителей в III Мировой войне…

Административный ресурс и нажим СМИ партии власти крайне существенны и технически труднопреодолимы, но, естественно, не неодолимы. Другое дело, что этими двумя инструментами отнюдь не исчерпывается «черный арсенал» средств «управления» мнением избирателей…

Говоря о конфигурации «президент-правительство-Дума», следует учитывать, что в современной России, к сожалению, все зависит от того, КАКОЙ президент, КАКОЕ правительство и КАКАЯ Дума. Фактор человеческого качества, как показывает новейшая история, оказывается максимально действенным для политических судеб страны. Во всяком случае, советская формальная конфигурация «Генсек- Политбюро-правительство-Верховный Совет» показала себя в критической ситуации ничем не лучше (вероятно, даже хуже. Ибо что может быть хуже позорной капитуляции?). Возможно, все же, если бы выборы удалось сделать более репрезентативными, то триада Дума-Президент-правительство (соответственно, Верховный Совет-Генсек-правительство-Политбюро) могла реально стать более ответственной перед избирателями. Если бы…

Нынешняя избирательная система - только часть проблемы, ключ к решению которой – освобождение страны от тотальной внешней политико-экономической зависимости.

Всё ли способны решить выборы? В реальной ситуации ВСЕ решается еще ДО выборов. Думаю, что со стороны власти будут продолжены усилия, направленные на опрокидывание сил реальной Оппозиции. И, как кажется, если эта цель покажется все еще рискованной, произойдет их дальнейшее оттеснение и маргинализация посредством постепенного уменьшения «учтенных» голосов избирателей, поданных за кандидатов Оппозиции, и, соответственно, дальнейшего уменьшения ее мест в Думе. Все же, хочется думать, радикальное объединение «всей» Оппозиции в единый избирательный блок способно проблематизировать и эту, до сих пор побеждавшую стратегию власти.

Таким образом, наиболее вероятностными сценариями представляются два: «традиционный», когда все идет как всегда и Оппозиция теряет еще одну позицию; и
«протестный», когда измученный электорат, не поддавшись на обычную и апробированную «избирательную приманку» в виде «случайно приуроченных» к выборам повышениям зарплат бюджетникам и пенсиям, все же проголосует за объединенную Оппозицию или «против всех».

Возможна ли сильная Россия при нынешнем варианте «представительной демократии»? Каким образом, если сейчас этого не хотят ни Бжезинский, ни Америка?! В сложившейся ситуации, как представляется, сильная Россия может появиться, если только Америке в геополитической игре потребуется силовой буфер против новых стремительно растущих вызовов с Востока.

17 июля 2003 г

Мнения

Душенов К.Ю.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Хлебников Г.В.
Комоцкий Б.О.
Васильцов С.И.
Коломиец В.К.
Рашкин В.Ф.
Обухов С.П.