Обухов
Сергей Павлович,
кандидат экономических наук, заместитель директора Центра
исследований политической культуры России
C возникновением в России в конце 80-х годов оппозиции,
как легального и политически весомого социального института,
возникла в стране и многопартийность. Можно утверждать,
что в нынешней России существует несовершенная двухпартийность,
где одним полюсом является партия власти в различных своих
инкарнациях, от «Демократической России» Бурбулиса до
«Единой России» Грызлова, а другим – КПРФ. Все прочие
плюралистические флуктуации, с их претензиями на роль
третьей силы, как показал исторический опыт, несостоятельны.
В конечном счете, происходит одно - притягивание всевозможных
третьих «политических флюсов» или «политического планктона»
к одному из двух полюсов. И примеров тому несть числа.
От переуступки генералом Лебедем своих сторонников Ельцину
на президентских выборах 1996 года до метаний и шараханий
экономиста Глазьева, вкусившего за свою недолгую карьеру
ото всех блюд из всех политических меню на всех российских
политических столах.
Выборы в последнее десятилетие двадцатого века играли
в России роль механизма, легитимизирующего слом прежних
и становление новых форм общественного устройства. Так
было в 1989-1991 и в 1993 годах. Чуть было так же не произошло
и в году1996.
Потенциальную смену нынешнего социально-экономического
устройства несли кампании 1999-2000 годов. В отличие от
европейских стран, где на выборах состязаются партии,
определяющие свои программно-политические цели в рамках
одной, существующей системы, в России все последние полтора
десятка лет выборный процесс строился по другой парадигме.
Это было состязание партий, которые, с одной стороны,
исповедовали принцип «эта страна», «умри Россия, лишь
бы нам было благополучно», а с другой – «живи страна»,
«возродись держава, империя».
Вся эта схватка проходила под прикрытием процессов формирования
представительной парламентской демократии, как нового
института, призванного (объективно) согласовывать и реализовывать
на практике интересы и потребности основных социально-экономических
и политических групп российского общества, определять
концепцию и программные цели развития страны и правила
политической “игры” в ней.
Следует подчеркнуть, что российский менталитет воспринял
парламентаризм как одну из главных ценностей “постсоветской
эпохи”. В результате институт парламентаризма на рубеже
80-90-х годов получил более высокую легитимацию, чем все
остальные государственные и общественно-политические учреждения.
Кроме того, столь высокая степень общественного признания
обусловливалась и апелляцией к эмоционально-волевому,
а также харизматическому началам, которые воплощали политические
лидеры, избранные в новые российские представительные
учреждения. Общественное признание новых институтов парламентаризма
было таково, что на них прямо или косвенно замкнулся почти
весь спектр бытующих в обществе социально-политических
ориентаций и ожиданий.
За неполное десятилетие российская выборная система, парламентаризм
прошли путь активной эволюции, сравнимый по интенсивности,
глубине и итогам преобразований с 50 –100-летним этапом
развития многих западноевропейских обществ.
Здесь можно выделить следующие этапы.
-
Трансформации системы Советов: от партийно-советской
модели к парламентаризму советского типа (1988-1991
гг.).
-
Противостояние народного представительства и президентской
власти: дискредитация ценностей парламентаризма и делегитимация
его институтов (1991-1993 гг.).
-
Деградация парламентской системы в условиях усиления
режима личной власти Б.Н.Ельцина (1993-1995 гг.).
-
Частичное восстановление общественной значимости парламента
благодаря доминированию оппозиции в лице КПРФ и противостоянию
парламента утрачивающему общественное доверие режиму
личной власти Ельцина (1995-1998 гг.).
-
Возврат парламенту доминирующей общественной роли в
связи с необходимостью обеспечить общественно-политическую
стабилизацию после августовского кризиса (1998-1999
гг.).
-
Очередная деградация института парламентаризма из-за
усиления авторитарных тенденций в развитии российского
общества и ослабления оппозиции (2000-2003 гг.).
Если
сравнивать советскую выборную практику и современную российскую
избирательную систему - с точки зрения более эффективного,
лучшего отбора управленческих кадров, то однозначно можно
сделать вывод в пользу советской системы. По общему признанию,
управленческий уровень во всех структурах российской представительной
и исполнительной власти потрясающе низок.
Выборное состязание двух антагонистических политических
лагерей предопределяет и характер выборных кампаний в
России, отличный от того, что существует в так называемых
«западных демократиях». Выборы в современной России изначально
не могут считаться честными, т.е. отражающими действительные
политические ориентации граждан. И здесь дело не только
в пресловутом административном ресурсе партии власти,
ее монополии на электронные средства массовой информации.
Итоги выборов в нынешней России показывают действительное
соотношение сил, но в плане не политических ориентаций
граждан, а умения партии власти и оппозиции реализовать
имеющиеся у них ресурсные потенциалы: морально-политический,
административный, информационный, организационный, финансовый.
Неспособность оппозиции конвертировать свое морально-политическое
преимущество, развить организационный потенциал предопределяют
те хорошие, но… не победные результаты, которые она получает
в ходе выборов. Иначе никак не объяснить, почему в левой,
государственнической - по доминирующим в ее народе политическим
ориентациям - стране власть находится в руках сил, исповедующих
противоположные политические взгляды и принципы и реализующих
разрушительный для страны курс.
Что касается выборной кампании в Думу 2003 года, то она
кроится по старым лекалам и успешно отработнным партией
власти технологиям. Когда говорят об интриге выборов 7
декабря 2003 года, то имеют в виду главное: кто займет
первое место – КПРФ или «Единая Россия», и получат ли
пропутинские силы абсолютный, на уровне конституционного
большинства перевес сил.
Если судить по той траектории, на которую вышла выборная
кампания в августе 2003 года, то сейчас и правда можно
прогнозировать лидерство «Единой России», а также результат,
сулящий сторонникам Путина конституционного большинства.
Здесь есть только один внешний ограничитель, который может
сбить «Единую Россию» с той высокой орбиты, на которую
она вползла за полгода пред-предвыборной кампании. Это
внутриэлитные разборки, внутриклановые противостояния
внутри партии власти. А также возможный дефолт на Украине,
который может резко осложнить экономическую ситуацию в
России. Плюс к ним кое-какие иные внешние обстоятельства.
Возможно, правда, и иное – то, что КПРФ удастся раскочегарить
свою «предвыборную машину» до скорости, на которую уже
вышла «Единая Россия». Но это во многом будет зависеть
от некоторых очень серьезных моментов, в числе которых
личностный фактор. Судя по нынешнему этапу предвыборной
борьбы и состоянию оппозиции, интрига выборов не в том,
насколько сильно проявит себя КПРФ, а в том, насколько
слабо реализует свой колоссальный ресурс «Единая Россия».
15 августа 2003 г
|
|