ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

10 июля 2003 - 17 августа 2003

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Выборы: инструмент государственного управления или великая иллюзия?

Петраков Юрий Алексеевич,
член Союза писателей России

Двенадцать лет обвального падения постсоветской России на дно мировой демократии не могли не изменить общество. Однако, говорить о российской многопартийности и политическом плюрализме в западном понимании, разумеется, рано. Наш плюрализм по-прежнему «византийский». Хотя попытки придать ему «общечеловеческое лицо» предпринимались не раз. Вспомните, как в 1995 году два околокремлевских политтехнолога стремились насадить в России двухпартийную систему в лице блоков Виктора Черномырдина и Ивана Рыбкина. На это же нацелен и недавно принятый закон «О политических партиях в Российской Федерации». Однако, несмотря на все попытки свести к минимуму бутафорские политические новообразования, количество партий, имеющих право участвовать в политическом процессе по новому закону уменьшилось лишь до полусотни. Конечно, через три-четыре года их будет гораздо меньше.

Но здесь я вижу результат того, что субъективная составляющая в этом процессе постепенно уступает место объективной. На смену демагогам и популистам, пекущим собственные партии словно пироги с капустой, идут интересы «К» в кубе - кланов, классов и капиталов. Уверен, что в будущей России будут реально существовать максимум четыре политических партии: «Единая Россия», представляющая интересы конгломерата чиновников и новых собственников (эдакий суньятсеновский Гоминдан); КПРФ в несколько ином, нежели сейчас виде; «Яблоко», как партия, выражающая интересы прозападных кругов российского общества и СПС, как партия, ненавидящая Россию в любой ее ипостаси и тем не менее неплохо живущая в ней и за ее счет. И все же, вопрос о власти будут решать лишь две из них - «Единая Россия» и КПРФ.

Сравнивать степень эффективности советской и российской выборной практики, по меньшей мере, некорректно. Советская управленческая вертикаль составляла единую общегосударственную систему и формировалась прежде всего за счет назначений на ту или иную должность. Законодательные органы лишь заверяли волю и решения, принятые высшим партийным руководством страны. Эта вертикаль позволяла решать многие вопросы оперативно и эффективно. Однако отсутствие независимой от той же КПСС обратной связи привело ко многим негативным явлениям. Что и было использовано противниками социализма против советской власти и, в конечном счете, против большей части народа.

Нынешний механизм формирования власти более подходит государству с другим типом экономики, нежели советский. Покуда эти формы экономики в России носят зачаточный характер. Во многом именно этим несоответствием и объясняется чрезвычайно низкая эффективность существующей выборной практики. Зачастую руководителями и законодателями всех уровней становятся люди популистского толка, порой не всегда адекватные. Вспомните некоторых бывших мэров. Именно этой причиной объясняется наличие далеко не честных выборов.

Несомненно, если бы выборы проводились чисто и честно КПРФ побеждала бы на них повсеместно и с большим разрывом. А это не устраивает новых собственников и перелицованных чиновников, имеющих свой особый интерес от новой власти. Именно этим объясняются и те не вполне корректные методы, которые используют суды и избирательные комиссии как в отношении к оппозиции, так и в отношении явных представителей криминала, стремящихся во власть, прежде всего исполнительскую.

Избирательная борьба в нынешних условиях строится на трех китах – наличии денег, оболванивании избирателей с помощью PR технологий и социальным воздействием на малообеспеченную часть российского общества, которая на сегодня составляет большинство. Именно с этих позиций сегодня и следует рассматривать избирательную борьбу в Российской Федерации.

У партии власти в качестве «плюсов» - деньги и монополия на доступ к электронным СМИ. В качестве «минуса» - социальная составляющая населения. У оппозиции все наоборот. Именно этим объясняются все предвыборные наезды власти на так называемые независимые СМИ и попытки использовать социальный популизм.

Вопросы о неодолимости партии власти и возможной победе оппозиции взаимоувязаны меж собой. Общество, вынужденное жить в экстремальных условиях, более зависимо от социального воздействия и более подвержено управлению через PR. Характерно, что за КПРФ голосуют люди со средним достатком. В то же время маргинальные слои и люмпены голосуют не столько за ЛДПР, сколько за партию власти. Об этом со всей наглядностью говорит анализ итогов прошлых выборов. Изменится социальный состав общества, а этот процесс неизбежен – победит оппозиция. Весь вопрос – какой должна стать оппозиция, чтобы не прозевать возможность взятия власти через выборы и в наиболее полной мере отвечать запросам будущих избирателей?

Что касается «треугольника». На мой взгляд все зависит не от того «как сидим», а насколько компетентны в своих областях те, кто сидит, и в какой мере они подконтрольны законам Российской Федерации.

Теперь по поводу оптимизации предвыборной системы. Мне кажется, что процесс, начатый Президентом и ЦИКом, движется в правильном направлении. Обновленное законодательство о выборах существенно ограничивает возможности СМИ по использованию «черного PR-а». Вопрос в том – будет ли обеспечено равенство перед этим законом всех субъектов избирательной кампании? Ответ на него мы получим в ближайшее время.

Прогнозировать итоги предстоящих выборов в Государственную Думу РФ, как мне кажется, еще рано. Дело в том, что число субъектов этой кампании еще не определено. Нет полной ясности на левопатриотическом фланге. Нет полного понимания того, каким образом можно будет запихнуть три избирательных списка прошлой кампании («Единства», «ОВР» и «Регионов России») в один, и куда денутся те, кто не впишется в него. Не на производство же им идти, назад в Тмутаракань – в регионы! Скажу только, что при определенных раскладах результаты этих выборов могут стать сенсационными.

Сильной Россия в одночасье стать не может. И это не зависит от варианта «представительной демократии». Ставить вопрос таким образом все равно, что пытаться определить, что лучше для Германии - Веймарская республика или Третий рейх. И то, и другое плохо! Но могла ли Германия, в тисках запредельных контрибуций, опущенная Антантой до разряда третьесортной страны, лишенной права на армию, авиацию и флот, возродиться, всего лишь изменив избирательную систему? Вспомните, тот же Гитлер пришел к власти в Германии вполне легитимно. Еще раз повторю - главный вопрос не в том «как сидим», а насколько компетентны те, кто сидит и насколько выборщики понимают – кого они избирают. В последнее время число голосующих «против всех» заметно возрастает. И в этом я вижу положительный фактор. Общество начинает задумываться – кому отдать свои голоса. И это главный признак выздоровления нации.

23 июля 2003 г

Мнения

Душенов К.Ю.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Хлебников Г.В.
Комоцкий Б.О.
Васильцов С.И.
Коломиец В.К.
Рашкин В.Ф.
Обухов С.П.