ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

10 июля 2003 - 17 августа 2003

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Выборы: инструмент государственного управления или великая иллюзия?

Васильцов Сергей Иванович,
Доктор исторических наук, директор ЦИПКР


То, что сегодня привычно называют партийно-политической системой, а также демократическими выборами – это, по их реальной сути, пока всего лишь «рамочные условия» для формирования нормальной парламентской демократии. Причем «рамки» эти (юридические, организационные, идейные) расплывчаты, частичны, хлипки. Что и понятно, если вспомнить, что создавались они, в общем-то, «понарошку», как декорация, повернутая фасадом к взыскательному зрителю-Западу (следящему за трагедией сокрушения СССР) и долженствующая в его глазах легитимизировать новое общественное устройство, возникшее на руинах великой страны.

Поэтому та общественно-политическая ткань, что сегодня заполняет эти «рамки», вообще во многом не сформировалась. Партийно-политической и парламентской системам в России еще только предстоит полностью оформиться, «затвердеть» и обрести способность к адекватному функционированию.

О недостатках этой системы сказано много и давно, и повторять это нет смысла.

Подчеркнуть же хочется следующее: что есть, то есть – другого партийного устройства и иной избирательной системы у нас нет и в ближайшее время не будет. В общем, как говорили древние, «здесь Родос, здесь прыгай». Не остается ничего другого, как вживаться в нынешнюю ущербную общественно-политическую реальность и учиться использовать ее в своих интересах. Отворачиваться с презрением (даже самым обоснованным) от этой реальности – и ждать, когда те же выборы будут, наконец, проводиться «правильно» - значит, политически разоружиться, капитулировать.

Конечно, даже самую «честную» избирательную систему западного типа не стоит помещать на недосягаемый «постамент». При сравнении этой системы с советской избирательной практикой, ее приоритет оказывается совсем не абсолютным. Особенно, если брать в расчет конечную задачу – формирование корпуса законодателей.

Тут просматриваются две разные технологии. Сегодня, при многопартийных парламентских, скажем, выборах условиями обретения того же думского мандата являются: деньги (в размерах многих сотен тысяч и даже миллионов долларов), раскрутка в СМИ (т.е. опять же деньги), пост в финансово-производственных структурах на высоком уровне; принадлежность к федеральной или региональной элитам, семейная и клановая причастность к властным структурам, поддержка со стороны ведущих партий.

Удовлетворяющий этим требованиям, или части из них, человек сегодня имеет все шансы пройти в Думу (по партсписку или в одномандатном округе), даже не будучи вплоть до начала избирательной кампании хоть сколько-то известным избирателям.

Можно с определенной условностью назвать такое «делание» депутата его «электоральным авансированием» - в неизвестного деятеля вкладываются средства (финансово-информационный ресурс, прежде всего), а благодаря этому и голоса избирателей – а он, уже в качестве законодателя, в принципе, обязан эти вложения затем оправдать и доказать, что был их достоин. Бывает, естественно, и иначе, но доминирует именно такая технология.

Теперь возьмем советский избирательный механизм, опять же «типичную» для него методу действия. Чтобы выйти на социальный уровень, позволяющий надеяться или претендовать на место, скажем, в Верховном Совете СССР, человек той поры обязан был, в первую голову, предварительно сделать хорошую советскую «карьеру» - достигнуть высоких результатов и позиций в своем профессиональном деле (и не важно было, что это за дело – доить молоко, варить сталь, заниматься высшей математикой или возглавлять министерство). Потом или параллельно – хорошая школа общественного поприща: профсоюз, советские органы, партийная работа. И тоже необходимо было доказать свою способность к данному делу.

Только «по сумме» этой деятельности – многолетней, строго отчетной, контролируемой (хотя бы сверху) и гласной, хотя бы на уровне своего коллектива, неотделимой к тому же от соответствующих критериев общественной морали – перед человеком, который делает большую общественную карьеру в СССР, открывалась возможность пройти в Верховный Совет.

И тут, кстати сказать, в дело вступали многие из тех же факторов, что играют селективную роль и при парламентской демократии. А именно: поддержка партии (в советском случае – одной-единственной партии КПСС); включенность в элиты (в советскую элиту); опора на СМИ, игравшие в тех условиях большую роль в деле создания «маяков» производства, из которых и отбиралась немалая часть депутатского корпуса Верховного Совета. Конечно, и этот алгоритм нельзя считать абсолютным, и здесь было много исключений, но механизм был примерно таков.

В целом, если процесс «делания» депутата в условиях плюралистичной парламентской демократии можно назвать, как уже говорилось, его социально-политическим «авансированием», то депутатская карьера при советском строе являлась, наоборот, «результирующей», т.е. подводящей своего рода итог всей его предыдущей деятельности, которая «конвертировалась» в депутатский мандат.

Два типа формирования корпуса законодателей, две разные политико-электоральные культуры. Какая лучше, а какая хуже – волен решать всяк для себя. Каждая из них продукт своего времени и конкретного общественного устройства. Ясно же одно – обе они жизнеспособны при всех их изъянах, обе по-своему эффективны.

Если же вернуться к современной ситуации (до думских выборов остается менее полугода), то хотелось бы остановиться на одном моменте – на социальной составляющей избирательной борьбы.

«Партия власти» сегодня прочно оседлала вершину социальной структуры, и то, что можно назвать средне-высшей ее частью: она прибрала к рукам управленческий аппарат (сверху донизу), подавляющую часть федеральной и местной элиты, систему СМИ. А также во многом и маргинальное «дно». И с этого плацдарма ведет избирательные атаки.

Пытаться «симметрично» реагировать на такое ее наступление для оппозиции сегодня бесполезно: ей не подчинить своему влиянию сколь-либо значимую часть госаппарата, не создать своей элиты даже на местах, не пробиться в ведущие СМИ.

Необходимо несимметричное социальное действие. А именно: в своей политической, а значит и электоральной борьбе той же КПРФ целесообразно делать ставку на освоение средне-нижних - и самых обширных уровней социальной структуры общества.

Речь идет, в первую очередь, о том, чтобы найти пути взаимодействия с наибольшим числом граждан в их конкретных делах и заботах: коммунисты должны стать нужными и полезными людям в их повседневной жизни. Тогда вся это социальная «вершина», на которую опирается в своей политической и избирательной деятельности партия власти, окажется если и не отрезанной, то существенным образом отодвинутой от гражданина в важнейшем для него сегодня деле – в вопросе выживания в нынешнем крайне неустроенном обществе.

Образно говоря, тот, кто поможет жильцам дома извести крыс в подвале и во дворе, будет к ней ближе, нежели законодатель в Москве, ратующий (пусть даже абсолютно искренне) за экологическую чистоту российских городов.

Сегодняшний россиянин, замордованный борьбой за выживание, – а таких сейчас 60-70 процентов среди обитателей России – плохой избиратель. Его легко купить. Он равнодушен к делам политики. Ему более понятен тот, кто «наверху», чем тот, кто рядом. Только в крайние моменты общественных взрывов он делается бунтарем и способен активно действовать в политике и на выборах, в частности. Но это – редкий в истории, особый (не электоральный, чаще всего) случай. Российскому избирателю, чтобы он на деле стал таковым, нужен минимум социальных условий.
В перспективе необходимо: добиваться введения в стране реального 8-часового дня рабочего дня, ликвидации безработицы, качественного образования, эффективного отдыха для всех. Вроде бы все это – далеко от избирательных дел. Но это не так.

Естественно, решить такую задачу очень нелегко. Чтобы врасти в социальные структуры оппозиции требуются и силы, и средства, и воля, и большой интеллектуальный потенциал, способный решить вопрос о том, как именно все это можно сделать. Однако, только такая «социализация» избирательной работы способна дать КПРФ искомое – прорыв на новый и более высокий (победный) уровень политического и избирательного влияния в стране.

В противном случае – замкнутость в 25-28% электората: хороший, но не победный результат.

Да, эта электоральная база Компартии будет меняться – она станет молодеть, очевидно, сможет сместиться в мегаполисы и столицы, станет более образованной. Но останется во многом замкнутым, хотя и самовоспроизводящимся, электоральным доменом оппозиции.

Большего привычной для оппозиции агитационно-пропагандистской работой (с опорою на сеть партийных организаций на местах) в нынешней ситуации вялотекущего общественного кризиса и распада не взять. Если только не последует опять-таки мощный социально-политический и морально-психологический катаклизм, при котором слово обретет колоссальную политическую взрывчатую энергию, как то бывает в моменты революционных переворотов. Но революции, как известно, не планируются, они всегда, учит история, приходят нежданно. Помнить о них и работать на них – как на перспективу – необходимо, но строить реальную борьбу все-таки следует с жестким упором на сегодняшние реальности.


4 августа 2003 г.

Мнения

Душенов К.Ю.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Хлебников Г.В.
Комоцкий Б.О.
Васильцов С.И.
Коломиец В.К.
Рашкин В.Ф.
Обухов С.П.