ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

17 мая - 07 июня 2003 г

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Современная Россия – что это такое?
Обсуждение (17 мая 2003 - 7 июня 2003)

Владимир Алексеевич Александров
Доктор юридических наук

Современная Россия – что это такое?

Современная Россия – неправовое государство. Принимаемые один за другим новые кодексы и законы все более деформируют основы созданной веками правовой культуры. Идет процесс выворачивания наизнанку фундаментальной для каждой отрасли права принципов и норм. При возрастающем вале законов Россия становится все более неправовым государством. Все это, к сожалению, увеличивает шансы на разрешение политико-правовой тенденции развития современной России – неправовыми средствами!

За немногим более чем 10 лет после разрушения СССР положение в правовой системе современной России продолжает неуклонно ухудшаться. Происходит постепенный распад основных отраслей права: государственного, гражданского, уголовного, процессуального, трудового и т.п. Принимаемые один за другим новые кодексы и законы все более деформируют основы созданной веками правовой культуры. Идет процесс выворачивания наизнанку фундаментальной для каждой отрасли права принципов и норм. При возрастающем вале законов Россия становится все более неправовым государством.

Уже Конституция 1993 года, созданная в условиях неправового конфликта Верховного Совета и Президента и принятая сразу после драматических событий осени 1993 года, внесла в правовую жизнь России мощный заряд неразрешимых правовых антиномий: сверхправового всесильного института президента и эфемерного, урезанного парламента; формально независимой и самостоятельной судебной системы с одновременной унизительной материальной зависимостью ее от исполнительной власти центра и регионов; чрезвычайно неопределенных взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации и т.д.

Фундаментальные отраслевые кодексы, принятые в 90-е годы и подготовленные ныне, продолжили эту линию Конституции.

Так, Гражданский Кодекс, который во всячески юридически здоровом обществе обеспечивает стабильность института собственности и прав собственника, отбросил эти проверенные веками начала и занялся юридическим «сопровождением» интересов нуворишей и формирующейся плутократии. В частности, традиционное и главное средство защиты собственности – виндикация – по существу парализована одиозной ст.302 Кодекса, ставящего во главу угла только интересы «добросовестного приобретателя».

Этой же социальной цели посвящено и новейшее решение Конституционного Суда России, в угоду нуворишам - «добросовестным приобретателям» по существу парализовавшее и второе эффективное средство защиты собственника в обязательственно-правовой сфере – реституцию.

Другой пример. Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, традиционно защищающие в социально здоровом обществе его права и интересы, а также законопослушных граждан от преступных посягательств, в интерпретации УК 1996 года и новейших поправок, внесенных в Государственную Думу России именем Президента, откровенно превращается в юридически комфортное обеспечение и прикрытие для обильно размножающихся после 1991 года в России преступных элементов и их объединений.
О принципе справедливого воздаяния стараются не вспоминать – на первом месте конституционные права преступников!

К сожалению, подобного рода оценки приходится делать по практически любому новому федеральному законопроекту, все более настойчиво вносимому в Государственную Думу Президентом и Правительством. В итоге – несправедливое земельное законодательство; явно вырождающееся и чудовищное по своей технической изощренности избирательное законодательство. Все они пронизаны антиправовым духом, заменяя и деформируя проверенные классические правовые принципы «текстами» и «записями», созданными в угоду определенных финансовых лоббистских групп.

На фоне позитивных ухудшений, производимых в правовой системе России, особенно печальным и настораживающим выглядит развал и постепенное саморазрушение системы обучения юриспруденции.
Не может быть правового государства без высокопрофессиональной и высокоморальной корпорации носителей и интерпретаторов права. За внешним ростом числа вузов, готовящих юристов, стоит чрезвычайно удручающая картина. Она в равной мере касается качества как студентов-юристов, так и, особенно, их преподавателей. Следует констатировать продолжающийся годами распад юридической системы образования в стране.

Количество невежд, нечестными путями приобретающих кандидатские и даже докторские дипломы, а с ними и право преподавать даже в ведущих юридических вузах страны, должно приближаться к критической отметке. Одиозные личности обзаводятся научными степенями кандидата юридических наук (и даже доктора наук) и нередко охотно, и безразлично к личности претендента, принимаются руководителями юридических вузов на преподавательскую работу и допускаются к обучению студентов-юристов.

Уже по состоянию этой болевой точки нашей системы вузовского обучения, очевидно, что юристов высокого качества и приемлемых по моральным качествам нам в ближайшее время ожидать не приходится. Очевидно, что построенная на столь низких профессиональных и моральных критериях система подготовки юристов неизбежно воспроизводит себе подобных и имеет тенденцию к дальнейшей деградации.
Все это, к сожалению, увеличивает шансы на разрешение политико-правовой тенденции развития современной России – неправовыми средствами!


22 мая 2003 г.

Мнения

Тарасов А.Н.
Душенов К.Ю.
Обухов С.П.
Коломиец В.К.

Комоцкий Б.О.
Александров В.А. Сытин А.Г.
Хлебников Г.В.
Соколов Ю.В.
Тетекин В.Н.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Васильцов С.И.
Борисов А.И.
Королев А.А.