Борисов Александр Иванович,
Преподаватель Российского Православного университета св.
Иоанна Богослова
Исследуя совокупность разных исторических
возможностей развития страны, прогнозируя какое из этих
виртуальных будущих имеет шанс возобладать, очень важно
понимать все, что происходит в Церкви. Между тем в Церкви
происходят удивительные события, которые требуют не только
богословского толкования, но и тщательного политологического
и социологического анализа. А именно, повсеместные, разнообразные,
интенсивные и многочисленные знамения. Причем изобилие
таких событий небывалое в истории Росcии, а может быть
и во всей двухтысячелетней истории Церкви
При диагностике ситуации, в которой оказалась
современная Россия нередко можно услышать традиционное
утверждение: наша страна переживает сейчас долгую череду
кризисов и потрясений, черной полосе этой не видно конца.
Однако многие исследователи, говоря о системном кризисе,
почему-то упускают из виду положение Русской Православной
Церкви (РПЦ). А ведь это единственный социальный организм,
который за эти годы не только не разрушился, но - при
очевидных нам застарелых недугах - возрождается.
Политологи, социологи, экономисты зачастую выпускают из
виду процессы, происходящие в РПЦ, пожалуй, единственном
общественном институте, доверие к которому за годы реформ
только возрастает. Поэтому, исследуя совокупность разных
исторических возможностей развития страны, прогнозируя
какое из этих виртуальных будущих имеет шанс возобладать,
очень важно понимать все, что происходит в Церкви.
Между тем в Церкви происходят удивительные события, которые
требуют не только богословского толкования, но и тщательного
политологического и социологического анализа.
Например, начиная с девяностых годов, т.е. с начала периода
реформ и до наших дней множатся сообщения о чудесных знамениях.
Они становятся все более частыми: в храмах, монастырях,
в домах простых людей мироточат и обновляются иконы, нередки
случаи их чудесного обретения. Если верить сообщениям,
изобилие таких событий небывалое в истории Росcии, а может
быть и во всей двухтысячелетней истории Церкви. Мы, видимо,
можем говорить об особом Божием знамении, особой Божией
милости, являемой в наши дни.
Какие основания для столь серьезных выводов? Даже самое
беглое, поверхностное знакомство с сообщениями дает возможность
говорить о четырех существенных признаках современного
потока событий.
Это, прежде всего, их многочисленность, поразительное
изобилие. Речь идет о многих и многих десятках событий.
Если предположить, что только часть чудесных знамений
нашла отражение в православной печати, то можно догадываться
и о сотнях чудесных событий.
Следует указать и на их повсеместность: cообщения поступают
практически из всех епархий Русской Православной Церкви.
Нередки сведения и о чудесных событиях, происходящих за
рубежом.
Поразительно их разнообразие. Наиболее часты сообщения
о мироточении и чудесном обновлении икон. Но хорошо известны
также события перенесения образа на стекло киота и чудесного
обретения икон.
И, наконец, важнейшая особенность многих современных знамений
их интенсивность. Здесь можно напомнить о чудотворной
Иверской иконе Божией Матери (Монреальской), мирототочившей
почти ежедневно на протяжении многих лет. Все более частыми
становятся сообщения об одновременнном и продолжительном
мироточении сразу нескольких икон.
Каков смысл происходящих событий? Ведь для людей церковных
чудо - это не только нарушение законов природы, чудо -
это прежде всего некое знамение, указание на некий очень
важный для всех верующих смысл, на который это внешнее
событие как бы намекает, собою знаменует.
Так что же значат чудесные знамения в контексте судьбы
Росcии? Не следует мне, простому мирянину здесь обсуждать
такие “страшные и престрашные темы”, ведь и немногие священники
решаются говорить о том, да и то кратко и в самых общих
словах. Мое дело здесь сказать, о том, что известно многим,
но, как мне кажется, обязательно должно быть известно
всем, кто думает о будущем нашей страны.
Представим себе сегодняшнее мироощущение миллионов наших
сограждан. Оно сродни тем потрясениям, что пережила страна
более полувека назад. Можно предположить, что ныне ситуация
сродни той, что была поздней осенью 41-го. Глухой, мокрый
лес где-то под Вязьмой. По лесу бродят разрозненные группы
рассеянных, попавших в котел наших военнослужащих. Ночь,
поляна, горит костер. К нему выползают из дебрей, случайно
заметившие огонек, греются у костра. Здесь и учитель местной
школы, спаленной фрицами, и солдаты, и комиссар, и бывший
комполка и много всякого смутного, сбитого с панталыку
народу. Заходит разговор, как выжить, куда идти, что делать.
Пробиваться к своим, за линию фронта? - Да где же она
теперь эта линия? - И кто такие теперь свои? - Недалеко
от поляны, в сырой палатке склонились к угасающей рации,
крутят настройку, пытаются разобрать, угадать сквозь грозовой
треск и шум дождя знакомый голос: “Говорит Москва. От
Советского информбюро….”
Вот только, что же нам слушать теперь, чей голос ловить?
“Эхо Москвы”? “Голос братков”?
Сравним три телепередачи.
Весна 1994. Телецентр Останкино. Накануне православной
Пасхи Гусинское НТВ собирается крутануть пакостный фильм
Скорцезе, и горстка православных вышла к студии с протестом.
Никакой реакции. Вся желтая пресса радостно и дружно улюлюкает,
ей живо подпевают все мастера халтуры. (А с ними и всеобщий
любимец и уютный ныне юбиляр Н. Богословский мудро поучает
верующих, что нельзя же быть такими неполиткорректными).
Весна 2002. Тот же канал. Шустеровская “Cвобода слова”.
Обсуждается введение в школах факультативного (!!!) курса
Основ православной культуры. Да нет, не Закона Божьего,
а всего лишь православной культуры, да о всего лишь основ,
да и, конечно же, факультативно. Истерика, шум, свистать
всех наверх, защитники вольности и прав стенают, публицисты
в ударе. Порнуху можно, а православную культуру ну никак
- НИЗЯ!!!. Так и запугали, так и запретили в православной
стране, да и Президент хоть, говорят, и православный,
а не защита и не гарант.
Весна 2003. Тот же канал. Накануне православной Пасхи
прямой репортаж о Литании Благодатного Огня из иерусалимского
Храма Гроба Господня. Он продолжается больше часу, хоть
и в кадре то и дело - Мэр Москвы, Ректор МГУ и Известный
всей стране Кинорежиссер.
Переводя на фронтовые аналогии, это, конечно, не вселяющие
оптимизм и надежду сводки Совинформбюро, но… Как говорится,
перемены в умонастроениях даже владельцев средств производств
информации заметны.
Митрополит Антоний Сурожский нередко повторяет с разными
вариациями одну очень важную мысль. Я приведу ее здесь
в своем изложении.
Разумеется, очень важно для нас, верим ли мы еще в Бога.
Но вера наша всегда несовершенна, что бы мы там о себе
ни воображали. Самое главное - верит ли еще в нас Бог.
Если нет - дела наши совсем плохи. Если еще верит, то
есть надежда на будущее и для нас и для наших внуков,
для нашей России. И тогда можно говорить и надеяться об
осуществлении древних и новых пророчеств, предсказаний
о грядущем возрождении России, преодолении очередного
Смутного Времени. Об этом, скорее всего и свидетельствуют
нынешние повсеместные, разнообразные, интенсивные и многочисленные
знамения, свидетельства о которых тщательно изучаются
Русской Православной Церковью. Вот это и есть если можно
так сказать самая важная стратегическая информация о скором
преодолении сверхзатянувшегося «инкубационного» периода,
выхода России на траекторию созидающего развития.
30 мая 2003 г