ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

17 мая - 07 июня 2003 г

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Современная Россия – что это такое?
Обсуждение (17 мая 2003 - 7 июня 2003)

Емельянов Юрий Васильевич,
кандидат исторических наук,
публицист, писатель, лауреат международной премии им.Шолохова

Современная Россия – что это такое?

Россия вновь превратилась в узловой пункт мировых противоречий капиталистического мира, обострившихся до предела. Ощущая бесперспективность развития России, президент Путин в своем послании Федеральному собранию попытался успокоить население в предвыборный год и объявить три цели, решение которых позволили бы стране преодолеть ее наиболее острые проблемы: удвоение производства к 2010 году, конвертируемость рубля, ликвидация бедности. Осуществление этих провозглашенных целей находится в вопиющем противоречии с практикой внутренней и внешней политики России, вновь превратившей нашу страну в «слабое звено в цепи империализма».

Нет сомнения в том, что организаторы дискуссии предложили важную тему, которая вряд ли может быть быстро исчерпана. Соглашаясь с тезисом о том, что «нынешняя Россия опасно задержалась на подобном переломе», вместе с тем хочется обратить внимание на то, что пребывание в переходном состоянии характерно для России, в том числе и для тех времен, которые, казалось, отличались стабильностью. При этом, как и ныне, не всегда были ясны направления происходившего «перехода». Иронизируя по поводу вечных переходных состояний России, Ф.М.Достоевский в романе «Бесы» писал: «В чем состояло наше смутное время, и от чего к чему был у нас переход - я не знаю, да и никто, я думаю, не знает - разве вот некоторые посторонние гости».

Не является новым для нашей страны и чрезвычайная неравномерность ее социального, экономического и политического развития. Достаточно вспомнить многоукладность царской России. Можно привести немало свидетельств в пользу того, что внутри единообразной социалистической организации СССР сохранялись разнообразные уровни экономического и научно-технического развития и соответствующая им пестрота общественных отношений, хотя бы и прикрываемая внешним единообразием. Я вспоминаю ведущего геохимика нашей страны академика А.П. Виноградова, который, рассказав в 1954 года о захватывающих перспективах развития науки, неожиданно заметил: «А и через 20 лет у нас можно будет найти деревенские лавки, в которых будут висеть объявления: «Керосина нет». Виноградов оказался прав и в своих оптимистических прогнозах развития науки, и в своих пессимистических ожиданиях застоя в ряде областей нашей жизни.

Не столь уж необычным для нашей страны является и отсутствие единообразия в ее национально-административной организации. В централизованной Российской империи особым статусом обладала Финляндия, имевшая свой сейм, свою денежную единицу и выпускавшая свои почтовые марки. Некоторое время особый статус был и у царства Польского. Сам титул царя предполагал наличие множества национально-административных образований внутри России («царь польский, финляндский, лифляндский» и т. д.) Кроме того, особые отношения существовали с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством, фактически входивших в состав империи.

Еще более разнообразными стали формы национально-административной организации советских республик. Выступая за «областную автономию» как наилучшую форму национальной организации народов России, Сталин писал в 1922 году: «От узкой административной автономии (немцы Поволжья, чуваши, карелы) она переходит к более широкой, политической автономии (башкиры, татары Поволжья, киргизы), от широкой политической автономии - к еще более расширенной форме (Украина, Туркестан), наконец, от украинского типа автономии - к высшей форме автономии, к договорным отношениям (Азербайджан)». Из этого, между прочим, следовало, что Сталин не делал принципиального различия между автономными республиками, входившими в состав РСФСР, вроде Чувашской, и номинально независимыми республиками, вроде Украинской и Азербайджанской, не входившими в состав РСФСР. И те, и другие, он считал «автономиями».

Созданная в советские годы многоступенчатая система национально-административной организации (от низшей ступени -- национальный округ, до высшей—союзная республика) постоянно видоизменялась. Автономные области преобразовывались в автономные республики, а автономные республики—в союзные республики. В 1944 года союзные республики обрели право иметь свои наркоматы иностранных дел. В 1945 году две союзные республики (Украина и Белоруссия) приобрели более высокий статус, вступив в ООН, а затем ив другие международные организации.
Очевидно, что размеры нашей страны, многообразие ее социальных, экономических, этно-культурных компонентов не позволяют создать неподвижные и единообразные рамки ее общественной организации. Неравномерность же развития этих составляющих частей великой страны неизбежно порождала изменчивость в ее организации. Наконец, вряд ли стоит забывать о тезисе Сталина о том, что «Россия была узловым пунктом... противоречий империализма». Провозглашенный 80 лет назад этот тезис вновь обрел свою актуальность. Более того, с тех пор противоречия мирового развития достигли еще более высокой степени.

До крайней степени возросли экономические противоречия современного мира. Раньше противоречия капитализма, проявлявшиеся в несоответствии между производством и потреблением, в конечном счете, разрешались спадом производства и массовой безработицей. Хотя и жестоким способом, но реальность торжествовала. Ныне вопиющее несоответствие между произведенной долларовой массой и реальным ее обеспечением не находит разрешения, а мир продолжает оплачивать реальные продукты резаной бумагой с картинками, сделанными в США.

До крайней степени усилились внутриполитические противоречия современного мира. Прежде эти противоречия находили разрешение в острых конфронтациях между широко известными политическими силами, выдвигавшими публично провозглашенные цели. Ныне внутриполитическая борьба подменяется терактами, совершаемые от имени неких подставных сил государственными структурами. Специально смонтированные телепередачи и другие материалы СМИ о терактах стали заменять подлинные события политической жизни. Широко разрекламированные террористические акты и борьба с терроризмом служат для терроризирования населения и подавления внутренних противоречий путем жесткого государственного контроля.

До крайней степени обострились международные противоречия современного мира. В прошлом веке противоречия между империалистических держав, стремившихся переделить мир в свою пользу, разрешались жестокими, кровопролитными войнами. Однако как бы ни попирали агрессоры международное право, в мире существовали нормы признания факта агрессии, нарушения государственного суверенитета. Агрессоры были вынуждены учитывать эти нормы, выискивать благовидные предлоги для своих действий. В конечном счете, нормы международного права стали основой создания антигитлеровской коалиции. Важным инструментом международного права стал устав Организации Объединенных наций, регламентировавший права на суверенитет и коллективную безопасность всех государств мира. Ныне после агрессии США и Великобритании в Ираке и вопиющего отказа ООН осудить эту агрессию, совершенно ясно, что международное право перестало действовать. Теперь США и их союзники могут игнорировать какие-либо правовые обоснования для своих агрессивных действий. Устав ООН и другие международные договоры превратились в бумажки с текстами, не имеющими никакого правового значения.
Обострение противоречий в мире стали возможным лишь после крушения СССР, социалистической системы хозяйства и военно-политического блока социалистических стран. По этой же причине Россия вновь превратилась в узловой пункт мировых противоречий капиталистического мира, обострившихся до предела. Россия стала местом сброса обесценившихся долларовых бумажек и таким образом поставила себя в крайне уязвимое положение в случае краха доллара. Россия поспешила примкнуть к международной антитеррористической коалиции. Таким образом, она согласилась стать участницей виртуальных войн, превратившись в удобную мишень для провокационных терактов. Россия после некоторых колебаний согласилась с признанием агрессий против Югославии и Ирака и таким образом открыла себя для вопиющих нарушений международного права со стороны агрессоров. Вероятно, эти обстоятельства во многом предопределяют уязвимость России в настоящем и будущем.

Ощущая бесперспективность развития России, президент Путин в своем послании Федеральному собранию попытался успокоить население в предвыборный год и объявить три цели, решение которых позволили бы стране преодолеть ее наиболее острые проблемы -- удвоение производства к 2010 году, конвертируемость рубля, ликвидация бедности. В то же время, из послания никак не следует, каким путем будут достигнуты эти цели. Осуществление этих провозглашенных целей находится в вопиющем противоречии с практикой внутренней и внешней политики России, вновь превратившей нашу страну в «слабое звено в цепи империализма».


30 мая 2003

Мнения

Тарасов А.Н.
Душенов К.Ю.
Обухов С.П.
Коломиец В.К.

Комоцкий Б.О.
Александров В.А. Сытин А.Г.
Хлебников Г.В.
Соколов Ю.В.
Тетекин В.Н.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Васильцов С.И.
Борисов А.И.
Королев А.А.