ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

17 мая - 07 июня 2003 г

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Современная Россия – что это такое?
Обсуждение (17 мая 2003 - 7 июня 2003)

Борис Олегович Комоцкий
обозреватель еженедельника «Наш континент»

Современная Россия – что это такое?

На повестке дня – новое национальное самосознание

Говоря сегодня о России, стало уже общим местом с горечью констатировать, что Отечество наше переживает тяжелейший исторический кризис. Можно, конечно, успокаивать себя, вспоминая известную фразу из фильма «Корона Российской империи»: «Россия гибнет, мусью, надо что-то делать». Успокоение в данном случае даже не в юморе или иронии, а в том, что нашей Родине не первый раз выпадает проходить через мучительные исторические метаморфозы. Но нынешний случай – особенный, и вот почему.

Главная проблема России сегодня – это отсутствие у государствообразующего народа, то есть русских, собственной национальной элиты. Русским только предстоит превратиться, пользуясь кантовской терминологией, из нации в себе в нацию для себя. Чтобы это произошло, должна сформироваться действительно национальная элита. Те, кто сегодня составляет общественную верхушку во всех отношениях, не являются, в своем подавляющем большинстве, национально ориентированными. И дело здесь не только и не столько в этническом происхождении (хотя и этот фактор имеет немалое значение) новорусской элиты, а в том, что она совершенно космополитична по системе ценностей и компрадорская по своей экономической природе.

Компрадорство же является разновидностью паразитарности. Это главная генетическая характеристика правящего в России класса. Паразитарность по определению не может быть созидательной. Более того, тот, кто паразитирует, одновременно (и в этом проявляется извращенное осознание самого факта) боится, презирает и ненавидит тех, за чей счет он благоденствует. Скорее ощущение, чем понимание того, что так не может быть всегда, толкает паразитарную верхушку ко все большему и большему отчуждению от массы народа, в теле которого она пребывает. Вот почему наивно надеяться на то, что такая элита может «одуматься» и начать жить по-другому. Это все равно что читать лекции о пользе вегетарианства перед волчьей стаей.

Итак, спасти страну может только новая, действительно национальная элита. И вот тут возникает серьезная проблема: носителем какой национальной идеологии должна быть эта элита. Пока на повестке дня стоит вопрос о соединении двух национальных традиций – советской и досоветской, которая в нынешних условиях во многом превратилась в антикоммунистичекую. Но подобный синтез происходит очень мучительно. Именно это, кстати, и пытается сделать, скажем, Проханов на протяжении последних одиннадцати лет. Это его известный лозунг о соединении красной и белой оппозиции. Но накопленная за многие десятилетия традиция противостояния не дает осуществиться этому замыслу: обе стороны все время сбиваются на вреждебность.

Наблюдаемые попытки проповедовать национальную идеологию, так сказать, в чистом ее виде до сих пор вырождались в сугубо периферийные идейно-политические феномены. И это не случайно. У нас сегодня те, кто претендует на роль национального представительства, либо впадают в идеализацию допетровских порядков и поэтизацию патриархальной старины, либо ищут град Китеж в русской деревне - этакий новоявленный руссоизм: назад к природе. Есть и другая крайность: наоборот, национальная идея упаковывается в ультрасовременную, но радикалистскую обложку (национал-большевики). В любом случае это либо эпатаж, либо анахронизм. Оба эти течения нормальному современному человеку одинаково чужды.

Поэтому те политические формирования, которые заявляют о себе, как о носителях русской национальной идеологии, не пользуются сколько-нибудь серьезной поддержкой. Они не могут выйти за рамки сектанства, которое откладывает на них свой тяжелый отпечаток, превращая в политических маргиналов. Остается один путь – скандалов. И по нему устремляются, приобретая известность, но заведомо теряя уважение к себе. Особенно яркий пример – Национально-державная партия. Но такой способ политической деятельности лишь дискредитирует саму национальную идеологию. Глядя на подобных активистов, менее всего хочется к ним присоединиться и очень трудно избавиться от ощущения провокации.

Русские традиционалисты более глубокого корня впадают в неприятие новой, советской традиции в жизни народа. Яркий пример тому – противопоставление свастики как исконного арийского, то есть древнерусского символа, и пятиконечной звезды, как чуждого и даже враждебного символа. Здесь роковую роль играет непонимание того, что есть конкретно-историческое содержание у всякого символа, что сам по себе он – вещь условная, случайная, и каждый раз наполняется новым историческим содержанием.

Время вносит свои коррективы. Народ формируют свою психологию в самом процессе жизни. В этом плане очень показателен пример Германии, где за гораздо более короткий исторический период, причем в специфических условиях присутствия иностранных войск, сформировались весьма существенные различия между так называемыми весси и осси, то есть жителями Западной и Восточной Германии.

А что уж говорить, если перед нами – различия, формировавшиеся в течение семи десятилетий? Но мы знаем и прецеденты. Точно так же в свое время русское православие после долгой борьбы успешно синтезировало языческие праздники и традиции. Самый яркий пример – празднование широкой масленицы, в котором изначально прославлялся бог Солнца.

Проблема синтеза двух традиций в национальной политической культуре, сплава их в новый национальный культурный код – это сегодня, без преувеличения, условие выживания самой нации.
Кто же в состоянии выполнить эту задачу? Как ни странно может показаться на первый взгляд, - коммунисты. Именно они сегодня являются носителями как минимум одной из традиций – советской. Вместе с тем, еще со времен Сталина в недрах компартии трудно, но упорно прокладывала свой путь и другая традиция – русская национальная. Как известно, в своем адекватном выражении она никогда не противопоставлялась интернационализму – достаточно вспомнить Достоевского. Русская национальная идеология никогда не проповедовала исключительности русских, и поэтому она не была националистической. В этом, кстати, ее симфония с христианством.

Сегодня нередко можно встретить спекуляцию на мнимом парадоксе: КПРФ, выступая за социализм, принадлежит по принятой в мире шкале к левым партиям, но при этом заявляет себя носителем национально-патриотических, консервативных ценностей, что соответствует определению «правая». Естественно, из этой, якобы противоречивой ситуации КПРФ предлагается выйти ценой отказа от одной из двух систем ценностей. Те, кто упражняется в подобной лукавой казуистике, просто упускают из виду тот факт, что КПРФ действительно защищает традицию, но традиция эта по своему содержанию социалистическая. Вот в этом смысле – да, КПРФ несет в себе признаки и левых, и правых партий, если исходить из формального критерия.

Таким образом, не отказ от мнимого парадокса, а именно следование по начатому пути обещает компартии успех в деле формирования нового русского самосознания, новой, подлинно национальной элиты и тем самым дает надежду на выход России из нынешнего исторического кризиса.

23 мая 2003

Мнения

Тарасов А.Н.
Душенов К.Ю.
Обухов С.П.
Коломиец В.К.

Комоцкий Б.О.
Александров В.А. Сытин А.Г.
Хлебников Г.В.
Соколов Ю.В.
Тетекин В.Н.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Васильцов С.И.
Борисов А.И.
Королев А.А.