ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

17 мая - 07 июня 2003 г

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Современная Россия – что это такое?
Обсуждение (17 мая 2003 - 7 июня 2003)

Тетекин Вячеслав Николаевич,
кандидат исторических наук,
член редколлегии газеты "Советская Россия"

Современная Россия – что это такое?

Провал "рыночного проекта" очевиден и в мировом масштабе, где он обеспечивает процветание уже даже не всего "золотого миллиарда", а лишь части его. Накапливающееся "количество" негативных факторов в России неизбежно перейдет в новое политическое качество. Дело идет к смене политического режима и социально-экономической модели. Но подавляя механизмы, обеспечивающие коррекцию курса, нынешний режим не только закрывает крышку на паровом котле, но и заваривает предохранительные клапаны. Результатом, скорее всего, будет взрыв, то есть стихийный (но относительно бескровный) переворот, как это было в 1917 г.

Катастрофа, в которую вогнали Россию силы, захватившие власть в 1991 году, очевидна. Развал экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры. Можно продолжать. Но нужно ли доказывать очевид-ное? Вопрос в другом. Согласится ли нация на медленное умирание, неизбежное в случае продолжения нынешней политики?

Ведь именно к этому ведут дело влиятельные "друзья" России на За-паде. Речь идет о снижении численности населения до 25 - 50 миллионов человек, необходимых для обслуживания добычи природных ресурсов России в интересах Запада. Или, как это неоднократно бывало в нашей ис-тории, народ мобилизуется перед лицом опасности и выйдет на новую конфигурацию развития?
Внешняя пассивность населения не должна вводить в заблуждение. Изменения в общественных настроениях идут с огромной (в историческом масштабе времени) скоростью. Общество уже отторгло жесткий антикоммунизм, владевший умами в 1989 - 1992 гг.. Победа Г.Зюганова на президентских выборах 1996 года (ныне она общепризнанна) обозначала конец этого периода.

С тех пор усиливающиеся левые настроения общества подавляются жестким информационно-пропагандистским давлением, а их электоральные проявления устраняются за счет все более грубой манипуляции выборами.

Но устранение симптомов не означает устранения самих настроения. В обществе идет подспудное размышление над тем, куда идти дальше. Подспудно, ибо "интеллектуальные круги" и, особенно, СМИ контролирует группировка, заинтересованная в сохранении статус кво. Однако крупный поворот в настроениях идет. Изменения неизбежны. Их природа объективная. "Демократы", захватившие власть в 1991 году, не смогли выполнить свое главное обещание - обеспечить резкое улучшение жизни людей на основе быстрой модернизации экономики. А ведь именно под это обе-щание общество согласилось на ломку достаточно эффективной системы, существовавшей с 1917 года.

Новый режим создал 2-3% сверхбогатых, сосредоточенных прежде всего в Москве и нескольких других крупных городах. Еще 10-12% насе-ления повысили свой жизненный уровень по сравнению с 1991 г. Часть населения - его сохранила. Но около 70% отброшены в нищету. Средний класс (ученые, военные, учителя, врачи, квалифицированные рабочие), служивший опорой горбачевской "перестройки" и ельцинских "реформ", разгромлен. При такой социальной структуре общества говорить о его ста-бильности не приходится.

Накапливающееся "количество" негативных факторов неизбежно пе-рейдет в новое политическое качество. Дело идет к смене политического режима и социально-экономической модели.

Подавляя механизмы, обеспечивающие коррекцию курса, нынешний режим не только закрывает крышку на паровом котле, но и заваривает предохранительные клапаны. Результатом, скорее всего, будет взрыв, то есть стихийный (но относительно бескровный) переворот, как это было в 1917 г. Нынешний режим ведет дело к революции.

Какие силы могут осуществить этот переворот? Олигархия, захватившая общенародную собственность, не обладает чувством социальной и национальной ответственности. Она пока даже не в состоянии выступать как политический класс. Олигархия скорее выполняет функции наемных служащих, управляющих Россией от имени западного финансово-спекулятивного и транснационального промышленного капитала.
Рабочий класс ввиду деиндустриализации страны и изменения форм собственности деморализован, рассыпан и пока еще не ощущает себя политическим классом. То же самое относится к крестьянству. Мелкая и средняя буржуазия находятся в процессе формирования и не в состоянии выражать общенациональные интересы. Интеллигенция также деморали-зована и в своей массе занимается обслуживанием правящих группировок.
Однако чувство глубокого недовольства есть практически во всех слоях общества. По-видимому, к серьезным переменам приведет объединенное усилие этих социальных групп. Предпосылки для объединения есть. Важнейшая - очевидная угроза самому существованию России.

Формат национально-освободительной борьбы (а именно об этом идет речь) позволяет соединить усилия социальных формирований, которые в иных условиях несоединимы.

Непосредственные причины взрыва могут быть разные. Но, скорее всего, такой причиной станет катастрофа типа "реформы" ЖКХ (развал систем тепло-, водо- и энергоснабжения), угрожающая самому существо-ванию десятков миллионов людей. Нынешний режим столь откровенно не справляется с управлением страной, что долго ждать не придется. Бурный рост антиамериканизма ведь отражает не только недовольство тем, что США делают в мире, но и тем, куда Штаты и их клиентура в Москве за-толкали Россию.

Что будет дальше? Чем дольше будет находиться у власти нынешняя правящая группировка, тем более неизбежным будет переход к мобилиза-ционной экономике. В условиях всеобщего развала спасти экономику и социальную сферу будет невозможно без резкого повышения роли госу-дарства. Соответственно и политическая система будет иметь жесткий ха-рактер. Никто не отрицает необходимость мобилизационных мер в случае войны. Но ведь и против России сейчас ведется война низкой, так сказать, интенсивности. И то, что она ведется руками людей, находящихся у власти в России, сути дела не меняет.

Спасение страны неизбежно потребует концентрации всех ее мате-риальных и моральных сил. Общество к этому готово.

Не случайно в стране быстро меняется в положительную сторону от-ношение к личности Сталина, олицетворяющего именно концентрацию сил общества на решение прорывных социально-экономических задач. Да и феномен высокой популярности Путина в 2000-2001 гг. в немалой степе-ни объяснялся надеждами многих на то, что "человек из КГБ наведет по-рядок". Под "порядком", разумеется, понимался не только разгром пре-ступности, но и восстановление социальной справедливости.
По-видимому, переход к мобилизационной экономике не будет озна-чать возврат к 100%-й собственности государства на орудия и средства производства. Существуют различные оценки наиболее эффективного со-отношения государственной, смешанной и частной собственности. Что-то вроде 40% - 30% - 30%, возможно, окажется той пропорцией, которая обес-печит быстрый подъем экономики. Направление движения - не "назад к социализму", а "вперед к социализму". Провал "рыночного проекта" очевиден и в мировом масштабе, где он обеспечивает процветание уже да-же не всего "золотого миллиарда", а лишь части его.

В политической области вряд ли можно будет ожидать возврата к однопартийной системе. Оппозиция - вещь полезная. Но возможность подрыва государства извне, через политическую и финансовую поддержку ан-тинационально ориентированной оппозиции, через скрытый иностранный контроль над российскими СМИ должна быть исключена. Оппозиция в России будет национальной, по–своему патриотичной.
Особая тема - восстановление территориальной целостности России. Нынешние границы РФ имеют совершенно искусственный, произвольный характер. Они были установлены в административных целях и в совер-шенно иных исторических условиях. Их искусственность характеризует тот факт, что около 20 миллионов русских оказались за пределами нынеш-них границ России. Фактически же до 1991 года Россия существовала в го-сударственно-правовой форме Советского Союза. Поэтому и восстановле-ние территориальной целостности России, по-видимому, будет означать возвращение к границам СССР 1945 года.

Разумеется, речь идет не об аннексии соседних государств, образо-вавшихся из республик бывшего СССР. Это должно быть добровольное воссоздание союза, разрушенного "сверху". Итоги референдума 17 марта 1991 года, когда более 70% населения СССР высказалось за единое госу-дарство, являются важной основой реинтеграции. Одновременно печаль-ные итоги 12 лет раздельного существования подтвердили преимущества жизни в мощном едином государстве. Правящие элиты этих стран несомненно будут против. Однако в случае проведения референдума подав-ляющее большинство граждан бывших республик СССР выскажутся в пользу объединения.

Не вызывает сомнения, что Россия сможет преодолеть нынешний тяжелый кризис. С учетом полного провала "демократического" проекта, ярко выраженной неспособности нынешнего режима управлять страной и осознания этих фактов обществом вопрос теперь лишь во времени и в формах, в которых будут происходить перемены.


19 мая 2003

Мнения

Тарасов А.Н.
Душенов К.Ю.
Обухов С.П.
Коломиец В.К.

Комоцкий Б.О.
Александров В.А. Сытин А.Г.
Хлебников Г.В.
Соколов Ю.В.
Тетекин В.Н.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Васильцов С.И.
Борисов А.И.
Королев А.А.